ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ |
научная статья | 656.135 | ||
14-19 | автотранспортная система, искусственный интеллект, генетический алгоритм |
Решается задача обоснования возможности использования инструмента генетического алгоритма с целью выбора оптимальных параметров модели управленческого воздействия в автотранспортной системе РФ для достижения установленных индикаторов развития в условиях цифровизации экономики. Основу исследования составляют обзор научной литературы, изучение информации официальных сайтов органов государственного управления, использование методов анализа, сравнения и обобщения, математической оптимизации и моделирования. Результаты и выводы : для выбора оптимальных параметров модели управленческого воздействия предлагается использование генетического алгоритма, как наиболее подходящего в условиях изменяющейся внешней среды при наличии большого массива данных. Научная новизна исследования отражена в представленной схеме информационной базы и адаптации инструмента генетического алгоритма, который в отличие от существующих, не всегда наилучших способов принятия управленческих решений (часто построенных на собственных суждениях работников), позволяет осуществлять выбор оптимальных параметров управленческого воздействия на основе большого массива данных с минимальным участием человеческого ресурса. Автором предложены основные шаги использования генетического алгоритма в интеллектуальном блоке информационной базы: создание начальной популяции хромосом, оценка качества хромосомы, селекция или выбор родителей, генерация потомков, мутация. |
1 . Авербух В.М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник СтавГУ. 2010. № 71. С. 159-166. 2 . Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. 3 . Гуриева Л.К. Концепция технологических укладов // Инновации. 2004. № 10. С. 70-75. 4 . Лопатников Л.И. Технологический уклад // Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. 5-е изд. М.: Дело, 2003. С. 520. 5 . Малинецкий Г.Г. Модернизация - курс на VI технологический уклад // Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. М., 2010. № 41. С. 16-19. 6 . Цифровая трансформация экономики и промышленности. Проблемы и перспективы / Под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 807 с. doi:10.18720/IEP/2017.4. 7 . Мешков В.Е., Мешкова Е.В., Чураков В.С. Новый технологический уклад и искусственный интеллект // Вестник науки и образования. 2016. № 5. С. 43-48. 8 . Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Изд-во «Директмедиа Паблишинг», 2008. 400 с. 9 . Charniak E., McDermott D. Introduction to Artificial Intelligence. Massachusetts: Addison-Wesley, 1985. 702 p.Winston P.H. Artificial intelligence. Third edition. Massachusetts: Addison-Wesley, 1992. 680 p. 10 . Haugeland J. Artificial intelligence: The very idea. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1985. 287 p. 11 . Bellman R.E. An introduction to artificial intelligence: Can computers think? San Francisco: Boyd & Fraser Publishing Company, 1978. 157 p. 12 . Poole D., Mackworth A.K., Goebel R. Computational intelligence: A logical approach. New York: Oxford University Press, 1998. 558 p. 13 . Nilsson N.J. Artificial intelligence: A new synthesis. California: Morgan Kaufmann, 1998. 513 p. 14 . Kurzweil R. The age of intelligent machines. Cambridge: MIT Press,1990. 580 p. 15 . Rich E., Knight K. Artificial Intelligence. Second edition. New York: McGraw-Hill, 1991. 640 p. 16 . Gavrilenko N.G., Borodulina S.A. Triads of strategic development of the Russian road transport system // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. 918 (1). 17 . Гавриленко Н.Г. Моделирование механизмов формирования показателей стратегического развития автотранспортной системы РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 1. С. 14-21. |