Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИК ДОБРОСОВЕСТНОГО КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАНИЙ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.342.6
Страницы
62-72
Ключевые слова
добросовестная конкуренция, социально ориентированная экономика, обычаи делового оборота, защита прав потребителей, критерии разумности и справедливости, удовлетворенность потребителей

Авторы
Теодорович М.Л.
Софронова Ю.Л.

Место работы
Теодорович М.Л.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Софронова Ю.Л.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Добросовестная конкуренция - это правовая категория, однако при этом Гражданский кодекс РФ связывает ее по смыслу с рядом социально-философских, социально-психологических, этических понятий, например понятием справедливости. В связи с этим перед практиками встает вопрос о том, как оценить добросовестность/недобросовестность поведения игроков на рынке в том или ином случае. Для выработки новых правил поведения и институциализации добросовестных конкурентных отношений, соответствующих вектору развития России в направлении социально ориентированной рыночной экономики, необходимы совместные усилия государства и всех основных участников рынка. Так, стимулом к добросовестному поведению продавцов товаров и услуг, к обеспечению баланса экономической эффективности и социальной справедливости является активность потребителей по защите своих прав. Целью статьи является попытка углубления средствами теоретического анализа понимания «происхождения» социокультурных оснований таких категорий, как обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости; уточнения на основе обращения к национально-культурным и научным источникам смыслов и значений упомянутых категорий, выявления направлений анализа, в рамках которых можно охарактеризовать неформальные элементы практик добросовестной конкуренции. Методологической базой теоретического анализа является институциональный подход (реализация принципа добросовестности конкуренции рассматривается с точки зрения сочетания формальных и неформальных правил игры); социокультурный и феноменологический подходы (наблюдение и размышление о том, в какой степени ценности добросовестности и справедливости органичны для национальной культуры, традиции).

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Уолцер М. О терпимости. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 160 с.
2 . Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.06.2006 № 135-ФЗ. Статья 1. Предмет и цели настоящего ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 12.04.2020).
3 . ГК РФ. Статья 5. Обычаи. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 ФЗ (ред. от 16.12.2019). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/585de80c7025af76bcccaf43322ef6bc8f2817fd/ (дата обращения: 12.04.2020).
4 . Новицкий И.Б. Принцип доброй совести в проекте обязательного права // «Center Bereg». Юридический портал. URL: http://center-bereg.ru/b13498.html (дата обращения: 12.04.2020).
5 . «Добро». Толковый словарь В.И. Даля // Портал «Gufo.me». URL: https://gufo.me/dict/dal/добро (дата обращения: 12.04.2020).
6 . «Совесть». Толковый словарь В.И. Даля // Портал «Gufo.me». URL: https://gufo.me/dict/dal/совесть (дата обращения: 12.04.2020).
7 . Ницше Ф. «Злая мудрость. Афоризмы и изречения». URL: https://www.litmir.me/br/?b=252402 (дата обращения: 12.04.2020).
8 . Сергеев С.М. Крестьянство // В кн.: Русская нация, или Рассказ об истории ее отсутствия. М.: Центрполиграф, 2017. 575 с.
9 . Радаев В.В. Общие понятия рынка и конкуренции // В кн.: Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 328 с.
10 . Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М.: Эксмо, 2018. 384 с.
11 . Рятов К. Секреты развития. М.: Интеллектуальная литература, 2016. 168 с.
12 . Коттер Д. Суть перемен. Невыдуманные истории о том, как люди изменяют свои организации: Пер. с англ. М., 2017. 256 с.
13 . Стедмен-Джоунз Д. Рождение неолиберальной политики: от Хайека и Фридмена до Рейгана и Тэтчер. М., Челябинск: Социум; Мысль, 2017. 522 с.
14 . Бродский И.А. Нобелевская лекция. URL: http:// lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt (дата обращения: 12.04.2020).
15 . Коуз Р., Ван Н. Как Китай стал капиталистическим. М.: Новое издательство, 2016.
16 . Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. М.: Финпресс, 2018. 304 с.
17 . Вступительное слово главного редактора // Экономическая социология. Электронный журнал. 2008. Т. 9. № 1. С. 5-7.
18 . Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 7 мая 2018. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 12.04.2020).
19 . Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». URL: https:// www.garant.ru/hotlaw/federal/1156441/ (дата обращения: 12.04.2020).
20 . Вступили в силу поправки о системе антимонопольного комплаенса в организациях // Гарант. 12 марта 2020 г. URL: https://www.garant.ru/news/133 1421/ (дата обращения: 12.04.2020).
21 . Федеральный закон от 31.03.2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» // Гарант. URL: https://base.garant.ru/73684041/ (дата обращения: 12.04.2020).
22 . Материалы Международной научно-практи-ческой конференции «Комплаенс как система управления рисками: российский и европейский опыт» (Красногорск, Москва, 12-13 ноября 2019 г.). URL: https://mgou.ru/94510 (дата обращения: 12.04.2020).