ТРАКТОВКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСАИ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ В РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ |
научная статья | 316.334.23 | ||
130-136 | социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность, соци- альная деятельность, социальное партнерство, корпоративное гражданство, корпоративная благотворительность, социальное предпринимательство |
В современной науке отсутствует единый подход к пониманию социальной ответственности бизнеса (СОБ), что обусловливает необходимость систематизации трактовок этого понятия. Основным методом эм- пирического исследования является многомерный контент-анализ 200 российских научных публикаций, в ходе которого выделены 44 определения понятия «социальная ответственность бизнеса». В результате анали- за определений сформулирован подход к трактовке СОБ, в основе которого 4 смысловые категории: соци- альная ответственность как концепт, характер социальной ответственности, ее цели и границы (в части охва- тываемых сфер, стейкхолдеров, этических вопросов). Выявлена группа смежных с социальной ответственно- стью бизнеса определений. Понятия социальных инвестиций, социальной деятельности, социального парт- нерства, корпоративного гражданства, корпоративной благотворительности, социального предприниматель- ства оценены как наиболее значимые для российских авторов, с точки зрения понимания СОБ. Сделан вывод о крайне широком разбросе трактовок социальной ответственности бизнеса и смежных с ней понятий, вы- двинуто предположение об изменении фокуса научной дискуссии в направлении определения СОБ и близких терминов. |
1 . Мукашева Ж.Б. Корпоративная ответственность бизнеса как многоуровневая система // Вестник университета Туран. 2014. № 3 (63). С. 122-125. 2 . Гапонова С.Н., Рац В.С. Социально-экономическая ответственность предпринимателей // Вопросы новой экономики. 2013. № 1 (25). С. 71-74. 3 . Фехтел Е.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса - инновационный подход в решении социальных проблем // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9. № 1 (57). С. 94-103. 4 . Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса в России: вопросы теории // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 4 (12). С. 74-98. 5 . Даньшина В.В. Классификация видов социальной ответственности бизнеса // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2016. № 3. С. 41-51. 6 . Петрунин Ю.Ю., Пурлик В.М. Корпоративная социальная ответственность: поиск методологических оснований // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2015. № 3. С. 19-33. 7 . Кузина О.Е., Чернышева М.В. Корпоративная благотворительность и ответственность: обоснование понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 4 (128). С. 154-165. 8 . Колбасенко О.Е. Корпоративная социальная ответственность как фактор развития социального капитала организации // Наука и общество. 2015. № 4 (23). С. 61-66. 9 . Матвеева Е.В. Корпоративное гражданство как философия социально ответственного бизнеса: новый уровень развития // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2. С. 49-54. 10 . Абдокова Л.З. Корпоративная социальная ответственность как основа корпоративного гражданства и социального партнерства в бизнесе // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 1. С. 139-141. 11 . Благов Ю.Е., Кабалина В.И., Петрова-Савченко А.А., Соболев И.С. Создание ценности для бизнеса и общества: анализ корпоративной социальной деятельности российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 2. С. 67-98. 12 . Арсланов Ш.Д. Инвестиции как неотъемлемый элемент социальной ответственности бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-2. С. 354-356. 13 . Горяйнова Н.М. Корпоративная благотворительность: принципы и основные направления реализации // Управление в современных системах. 2016. № 3 (10). С. 13-16. 14 . Фролова Е.А. Институциональная система социальной ответственности экономических субъектов // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015. Т. 7. № 4. С. 100-111. 15 . Синяева И.М. Социальная ответственность как конкурентное преимущество в сфере современного бизнеса // Управленческие науки в современной России. 2014. Т. 2. № 2. С. 82-84. 16 . Дзодзикова Ф.В., Хубецова Н.Я. Особенности взаимодействия института социального партнерства с институтом социальной ответственности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 3 (59). С. 98-102. 17 . Демушина О.Н., Коваленко Н.В. Корпоративная социальная ответственность в России: особенности российской модели // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 4 (29). С. 80-83. 18 . Заводчикова Т.Б. Корпоративная социальная ответственность российских компаний: теория и практика // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 8 (130). С 29-33. 19 . Кравченко Л.А., Попова Н.А. Социальная ответственность бизнеса в России: к вопросу о содержании деятельности // Научное мнение. 2014. № 3. С. 36-40. 20 . Белоусов В.М., Фирсова Н.Н. Социальная ответственность предпринимательства в регионе как фактор социальной политики // Инженерный вестник Дона. 2012. № 2 (20). С. 706-711. 21 . Мамяшева К.В. Социальная ответственность бизнеса и ее влияние на трудовой потенциал предприятия // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 2. С. 1-5. |