ДЕТСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ГАДЖЕТИЗАЦИИ |
научная статья | 316.4.06 | ||
85-92 | образование, дети, цифровые технологии, цифровое поколение, цифровая компетентность, дистанционный учебный процесс |
Развитие информационных технологий затрагивает все сферы жизнедеятельности людей, внося в них серьезные коррективы. Среди социальных групп населения, вынужденных включаться и приспосабливаться к правилам цифрового мира, выделяются дети, социализация которых происходит при активном взаимодействии с гаджетами и иными цифровыми устройствами. «Близость» детей к разнообразным источникам информации и их «понимание», более быстрая адаптивность подрастающего поколения к условиям получения знаний, способам удовлетворения социальных потребностей оказывают неоднозначное влияние на формирование личности ребенка. Анализ данных официальных источников выявил не только факт неизбежного пребывания детей в Сети, но и сопряженные с этим проблемы их здоровья и развития. Сбор социологических данных в период «самоизоляции», введенной из-за пандемии COVID-2019, осуществлялся с помощью электронных анкет с использованием чат-ботов, мессенджеров и социальных сетей. Полученные данные свидетельствуют о своеобразном восприятии процесса обучения школьников в условиях дистанта, содержат противоречивые отзывы об использовании цифровых технологий в образовательных целях. Выявлены основные сложности дистанционной формы обучения, отношение ребят к образованию «будущего». |
1 . Положение детей в мире, 2017 год: дети в цифровом мире: доклад // Детский фонд Организации Объединенных Наций: официальный сайт. Опубликовано - декабрь 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.org/eca/media/4926/ (дата обращения: 01.06.2020). 2 . Digital 2020 // We Are Social: официальный сайт организации [Электронный ресурс]. URL: https://wearesocial.com/digital-2020 (дата обращения: 01.06.2020). 3 . Детский Рунет 2019. Отраслевой доклад // Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК): официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://raec.ru/live/branch/11541/ (дата обращения: 01.06.2020). 4 . Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // Website by Marc Prensky [Электронный ресурс]. URL: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digi tal%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part 1.pdf (дата обращения: 01.06.2020). 5 . Tapscott D. Grown up digital: How the net generation is changing your world // Researchgate: website [Электронный ресурс]. URL: https://www.resear chgate.net/publication/280559132_Grown_Up_Digital_ How_The_Net_Generation_Is_Changing_Your_World (дата обращения: 01.06.2020). 6 . Millennials Rising. The next great generation // By Neil Howe and William Strauss. Illustrated by R.J. Mat- son. New York: Vintage Books, 2000. 415 p. 7 . Kvavik R., Caruso J., Morgan G. ECAR study of students and information technology, 2004: Convenience, connection, and control // Researchgate: website [Электронный ресурс]. URL: https://www.resear chgate.net/publication/238730894_ECAR_Study_of_Stu dents_and_Information_Technology_2004_Convenience_Connection_and_Control (дата обращения: 01.06.2020). 8 . Lee L. Young people and the Internet // Young. 2005. № 13. P. 315-326. 9 . Kennedy G. & Judd T. & Churchward A. & Gray K. & Krause K. First year students' experiences with Technology: Are they really Digital Natives? // Australa- sian Journal of Educational Technology. 2008. № 24 // Researchgate: website [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/29470946_First_ Year_Students'_Experiences_with_Technology_Are_ they_ really_Digital_Natives (дата обращения: 01.06.2020). 10 . Lazonder A.W., Walraven A., Gijlers H., Janssen N. Longitudinal assessment of digital literacy in chil- dren: Findings from a large Dutch single-school study // Computers and Education. 2020. № 143 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020). 11 . Tzifopoulos M. The international discussion in the field of out-of-school digital literacy practices // Epistemological Examples and Methodological Exten- sions. 2018. № 35. P. 23-40 // Researchgate: website [Электронный ресурс]. URL: https://www.resear chgate.net/publication/333133132_The_international_dis cussion_in_the_field_of_out-of-school_digital_literacy_ practices_Epistemological_examples_and_methodologi cal_extensions/citation/download (дата обращения: 01.06.2020). 12 . Mikeli? Preradovi? N., Le?in G., ?agud M. Investigating parents' attitudes towards digital technology use in early childhood: A case study from Croatia // In- formatics in Education. 2016. № 15 (3). P. 127-146 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus. com/record/ (дата обращения: 01.06.2020). 13 . Praseptiawan M., Siswanto P., Afrida T. Digital Library Development and Evaluation to Improve Stu- dents’ Digital Literacy // Journal of Physics: Conference Series. 2019. № 1179 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020). 14 . Soltovets E., Chigisheva O., Dmitrova A. The role of mentoring in digital literacy development of doc- toral students at British universities // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2020. № 16 (4) [Электронный ресурс]. URL: https://www. scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020). 15 . L?pez-Meneses E., Sirignano F.M., V?zquez- Cano E., Ram?rez-Hurtado J.M. University students' digital competence in three areas of the DigCom 2.1 model: A comparative study at three European universities // Australasian Journal of Educational Technology. 2020. № 36 (3). P. 69-88 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020). 16 . Otterborn A., Sch?nborn K., Hult?n M. Survey- ing preschool teachers’ use of digital tablets: general and technology education related findings // International Journal of Technology and Design Education. 2019. № 29 (4). P. 717-737 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020). 17 . Yusupova N.G., Skudareva G.N. New resource solutions in the development of future teacher digital literacy // Astra Salvensis. 2018. № 6. P. 261-270 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus. com/record/ (дата обращения: 01.06.2020). 18 . Ciboci L., Laba? D. Digital media literacy, school and contemporary parenting // Medijske Studije. 2019. № 10 (19). P. 83-101 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020). 19 . Del-Moral-P?rez M.E., Villalustre-Mart?nez L., Neira-Pi?eiro M.D.R. Teachers’ perception about the contribution of collaborative creation of digital storytell- ing to the communicative and digital competence in pri- mary education schoolchildren // Computer Assisted Language Learning. 2019. № 32 (4). P. 342-365 [Элек- тронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/rec ord/ (дата обращения: 01.06.2020). 20 . Bowden H.M., Aarsand P. Designing and as- sessing digital games in a classroom: an emerging cul- ture of critique // Learning, Media and Technology. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus. com/record/ (дата обращения: 01.06.2020). 21 . Pandian A., Baboo S.B., Yi L.J. Digital storytell- ing: Engaging young people to communicate for digital media literacy // Jurnal Komunikasi: Malaysian Journal of Communication. 2020. № 36 (1). P. 187-204 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/rec ord/ (дата обращения: 01.06.2020). 22 . Thibaut P., L?pez M.C. Learning and out-of- school literacy practices in the digital age: A rural ap- proach // Educacao e Pesquisa. 2020. № 46. P. 1-20 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus. com/record/ (дата обращения: 01.06.2020). 23 . Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г., Красноперова В.Ф., Хиленко Т.П. Цифровые образовательные ресурсы как условие формирования ключевых компетентностей в начальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. № 3. С. 36-43. 24 . Потупчик Е.Г. Сетевое взаимодействие как условие формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 178-185. 25 . Барахсанова Е.А., Малгаров И.И. Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 64-66. 26 . Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4 (36). С. 12-27. 27 . Солдатова Г., Шляпников В. Почти на равных. Анализ уровня цифровой компетентности учителей и школьников // Дети в информационном обществе. 2015. № 19. С. 44-53. 28 . Бокова О.А., Веретенникова Л.А., Шамарина Е.В. Формирование инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 124-127. 29 . Третьяков А.Л. Актуализация вопросов формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов в процессе их цифровой социализации // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 3. С. 112-123. 30 . Барахсанова Е.А., Никифоров И.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами цифровой образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 61-64. 31 . Митрохина С.В., Кобер Г.А. ИКТ-компетентность как фактор профессионально-личностного саморазвития учителя в современных условиях // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 1. С. 59-63. 32 . Афанасьева Г.А., Карелина Е.В. Использование ИКТ в педагогической деятельности учителя математики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 153-156. 33 . Шатунова О.В., Иванов С.В. STEM и STEAM- образование в современной школе // Вопросы педагогики. 2019. № 6-2. С. 147-150. 34 . Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Минюрова С.А. Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 133-140. 35 . Игнатьев В.П., Иванова А.С., Иванова М.Д. ИКТ-компетентность педагога как основа цифровой грамотности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 56. 36 . Митягина Е.В., Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3 (15). С. 53-59. 37 . Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с. |