Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ДЕТСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ГАДЖЕТИЗАЦИИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.4.06
Страницы
85-92
Ключевые слова
образование, дети, цифровые технологии, цифровое поколение, цифровая компетентность, дистанционный учебный процесс

Авторы
Исакова И.А.
Рушева А.В.
Амбарцумян Р.М.

Место работы
Исакова И.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Рушева А.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Амбарцумян Р.М.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Аннотация
Развитие информационных технологий затрагивает все сферы жизнедеятельности людей, внося в них серьезные коррективы. Среди социальных групп населения, вынужденных включаться и приспосабливаться к правилам цифрового мира, выделяются дети, социализация которых происходит при активном взаимодействии с гаджетами и иными цифровыми устройствами. «Близость» детей к разнообразным источникам информации и их «понимание», более быстрая адаптивность подрастающего поколения к условиям получения знаний, способам удовлетворения социальных потребностей оказывают неоднозначное влияние на формирование личности ребенка. Анализ данных официальных источников выявил не только факт неизбежного пребывания детей в Сети, но и сопряженные с этим проблемы их здоровья и развития. Сбор социологических данных в период «самоизоляции», введенной из-за пандемии COVID-2019, осуществлялся с помощью электронных анкет с использованием чат-ботов, мессенджеров и социальных сетей. Полученные данные свидетельствуют о своеобразном восприятии процесса обучения школьников в условиях дистанта, содержат противоречивые отзывы об использовании цифровых технологий в образовательных целях. Выявлены основные сложности дистанционной формы обучения, отношение ребят к образованию «будущего».

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Положение детей в мире, 2017 год: дети в цифровом мире: доклад // Детский фонд Организации Объединенных Наций: официальный сайт. Опубликовано - декабрь 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.org/eca/media/4926/ (дата обращения: 01.06.2020).
2 . Digital 2020 // We Are Social: официальный сайт организации [Электронный ресурс]. URL: https://wearesocial.com/digital-2020 (дата обращения: 01.06.2020).
3 . Детский Рунет 2019. Отраслевой доклад // Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК): официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://raec.ru/live/branch/11541/ (дата обращения: 01.06.2020).
4 . Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // Website by Marc Prensky [Электронный ресурс]. URL: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digi tal%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part 1.pdf (дата обращения: 01.06.2020).
5 . Tapscott D. Grown up digital: How the net generation is changing your world // Researchgate: website [Электронный ресурс]. URL: https://www.resear chgate.net/publication/280559132_Grown_Up_Digital_ How_The_Net_Generation_Is_Changing_Your_World (дата обращения: 01.06.2020).
6 . Millennials Rising. The next great generation // By Neil Howe and William Strauss. Illustrated by R.J. Mat- son. New York: Vintage Books, 2000. 415 p.
7 . Kvavik R., Caruso J., Morgan G. ECAR study of students and information technology, 2004: Convenience, connection, and control // Researchgate: website [Электронный ресурс]. URL: https://www.resear chgate.net/publication/238730894_ECAR_Study_of_Stu dents_and_Information_Technology_2004_Convenience_Connection_and_Control (дата обращения: 01.06.2020).
8 . Lee L. Young people and the Internet // Young. 2005. № 13. P. 315-326.
9 . Kennedy G. & Judd T. & Churchward A. & Gray K. & Krause K. First year students' experiences with Technology: Are they really Digital Natives? // Australa- sian Journal of Educational Technology. 2008. № 24 // Researchgate: website [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/29470946_First_ Year_Students'_Experiences_with_Technology_Are_ they_ really_Digital_Natives (дата обращения: 01.06.2020).
10 . Lazonder A.W., Walraven A., Gijlers H., Janssen N. Longitudinal assessment of digital literacy in chil- dren: Findings from a large Dutch single-school study // Computers and Education. 2020. № 143 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020).
11 . Tzifopoulos M. The international discussion in the field of out-of-school digital literacy practices // Epistemological Examples and Methodological Exten- sions. 2018. № 35. P. 23-40 // Researchgate: website [Электронный ресурс]. URL: https://www.resear chgate.net/publication/333133132_The_international_dis cussion_in_the_field_of_out-of-school_digital_literacy_ practices_Epistemological_examples_and_methodologi cal_extensions/citation/download (дата обращения: 01.06.2020).
12 . Mikeli? Preradovi? N., Le?in G., ?agud M. Investigating parents' attitudes towards digital technology use in early childhood: A case study from Croatia // In- formatics in Education. 2016. № 15 (3). P. 127-146 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus. com/record/ (дата обращения: 01.06.2020).
13 . Praseptiawan M., Siswanto P., Afrida T. Digital Library Development and Evaluation to Improve Stu- dents’ Digital Literacy // Journal of Physics: Conference Series. 2019. № 1179 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020).
14 . Soltovets E., Chigisheva O., Dmitrova A. The role of mentoring in digital literacy development of doc- toral students at British universities // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2020. № 16 (4) [Электронный ресурс]. URL: https://www. scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020).
15 . L?pez-Meneses E., Sirignano F.M., V?zquez- Cano E., Ram?rez-Hurtado J.M. University students' digital competence in three areas of the DigCom 2.1 model: A comparative study at three European universities // Australasian Journal of Educational Technology. 2020. № 36 (3). P. 69-88 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020).
16 . Otterborn A., Sch?nborn K., Hult?n M. Survey- ing preschool teachers’ use of digital tablets: general and technology education related findings // International Journal of Technology and Design Education. 2019. № 29 (4). P. 717-737 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020).
17 . Yusupova N.G., Skudareva G.N. New resource solutions in the development of future teacher digital literacy // Astra Salvensis. 2018. № 6. P. 261-270 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus. com/record/ (дата обращения: 01.06.2020).
18 . Ciboci L., Laba? D. Digital media literacy, school and contemporary parenting // Medijske Studije. 2019. № 10 (19). P. 83-101 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/ (дата обращения: 01.06.2020).
19 . Del-Moral-P?rez M.E., Villalustre-Mart?nez L., Neira-Pi?eiro M.D.R. Teachers’ perception about the contribution of collaborative creation of digital storytell- ing to the communicative and digital competence in pri- mary education schoolchildren // Computer Assisted Language Learning. 2019. № 32 (4). P. 342-365 [Элек- тронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/rec ord/ (дата обращения: 01.06.2020).
20 . Bowden H.M., Aarsand P. Designing and as- sessing digital games in a classroom: an emerging cul- ture of critique // Learning, Media and Technology. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus. com/record/ (дата обращения: 01.06.2020).
21 . Pandian A., Baboo S.B., Yi L.J. Digital storytell- ing: Engaging young people to communicate for digital media literacy // Jurnal Komunikasi: Malaysian Journal of Communication. 2020. № 36 (1). P. 187-204 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/rec ord/ (дата обращения: 01.06.2020).
22 . Thibaut P., L?pez M.C. Learning and out-of- school literacy practices in the digital age: A rural ap- proach // Educacao e Pesquisa. 2020. № 46. P. 1-20 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus. com/record/ (дата обращения: 01.06.2020).
23 . Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г., Красноперова В.Ф., Хиленко Т.П. Цифровые образовательные ресурсы как условие формирования ключевых компетентностей в начальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. № 3. С. 36-43.
24 . Потупчик Е.Г. Сетевое взаимодействие как условие формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 178-185.
25 . Барахсанова Е.А., Малгаров И.И. Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 64-66.
26 . Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4 (36). С. 12-27.
27 . Солдатова Г., Шляпников В. Почти на равных. Анализ уровня цифровой компетентности учителей и школьников // Дети в информационном обществе. 2015. № 19. С. 44-53.
28 . Бокова О.А., Веретенникова Л.А., Шамарина Е.В. Формирование инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 124-127.
29 . Третьяков А.Л. Актуализация вопросов формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов в процессе их цифровой социализации // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 3. С. 112-123.
30 . Барахсанова Е.А., Никифоров И.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами цифровой образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 61-64.
31 . Митрохина С.В., Кобер Г.А. ИКТ-компетентность как фактор профессионально-личностного саморазвития учителя в современных условиях // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 1. С. 59-63.
32 . Афанасьева Г.А., Карелина Е.В. Использование ИКТ в педагогической деятельности учителя математики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 153-156.
33 . Шатунова О.В., Иванов С.В. STEM и STEAM- образование в современной школе // Вопросы педагогики. 2019. № 6-2. С. 147-150.
34 . Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Минюрова С.А. Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 133-140.
35 . Игнатьев В.П., Иванова А.С., Иванова М.Д. ИКТ-компетентность педагога как основа цифровой грамотности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 56.
36 . Митягина Е.В., Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3 (15). С. 53-59.
37 . Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.