Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПОДХОДЯТ ЛИ РОССИИ ПРОЕКТЫ «ЦИВИЛИЗАЦИИ СОФИИ» И «ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ»? (ДВОЙНАЯ УТОПИЯ В.С. СОЛОВЬЁВА И ЕЁ РЕКОНСТРУКЦИЯ)


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
60-69
Ключевые слова
философия, Соловьёв, абсолют, всеединство, человек, мир, проект, история, цивилизация, Россия, Запад, мораль, христианство, София, мировая душа, Вселенская церковь, национальная идея

Авторы
Резник Ю.М.

Место работы
Резник Ю.М.
Институт философии РАН


Аннотация
Известный русский религиозный философ В.С. Соловьёв помимо других идей и концепций вошёл в историю отечественной культуры ещё и как автор оригинальных проектов - Софии и Вселенской церкви. Автор данной статьи ставит перед собой задачу показать, насколько эти проекты подходят для построения образов цивилизационного будущего России и учитывают её социокультурные реалии. Реконструкцию обоих проектов В.С. Соловьёва автор начинает с определения их философско-этических оснований. Таковыми являются, на его взгляд, допущения о добре и благе, которые лежат в основе соловьёвских представлений о совершенстве Бога, человека и его истории. Благодаря единству последних становится возможным возникновение богочеловечества, которое выражает идея Софии. И это единство возможно только на более высокой ступени - вечного и абсолютного всеединого (Бога). София представляет собой трансцендентное начало в русской или российской цивилизации, которая, будучи божественной премудростью, соединяет в себе мир людей и мир Бога на земле. Она раскрывается в историческом бытии людей поэтапно или в виде последовательности её сущностных моментов: как абсолютная, дотварная и внемировая, как тварная и нетварная, космическая и человеческая, вечно женственная и интимно-романтическая, божественно красивая и магическая, наконец, как русская национальная идея. София воплощается в христианском государстве как прибежище Вселенской церкви. Последняя выступает божественным предназначением России, призванной осуществить идею Софии в земной жизни и воссоединить её потерянную душу с Богом. Вывод, к которому приходит автор статьи, заключается в том, что проекты Софии и Вселенской церкви не подходят России, правомерно претендующей на статус самобытной цивилизации. Опыт последнего столетия показал, что христианство так и не стало единым, а столкновения между цивилизациями продолжаются, хотя и в новом историческом формате.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Гайденко П.П. Соловьёв В.С. // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2001. 692 с. URL: https://iphlib.ru/library/collection/ newphilenc/document/HASH01f70b84bc75ae3d6f0f0d f6. (дата обращения: 14.12.2019).
2 . Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с.
3 . Соловьев В.С. Sophy. Рукопись // ЦГАЛИ СССР. Ф. 446, оп. 1, ед. хр. 19.
4 . Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. 720 с.
5 . Соловьев В.С. Русская идея. URL: http://old.st-tver.ru/biblioteka-2/s/1836-solovev-v-s/19661-solovev-v-s-russkaya-ideya-1987 (дата обращения: 14.12.2019).
6 . Соловьёв В.С. Россия и вселенская церковь. URL: http://old.st-tver.ru/biblioteka-2/s/1836-solovev-v-s/19660-solovev-v-s-rossiya-i-vselenskaya-tserkov-1991-1911 (дата обращения: 12.04.2020).