ПОДХОДЯТ ЛИ РОССИИ ПРОЕКТЫ «ЦИВИЛИЗАЦИИ СОФИИ» И «ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ»? (ДВОЙНАЯ УТОПИЯ В.С. СОЛОВЬЁВА И ЕЁ РЕКОНСТРУКЦИЯ) |
научная статья | 316 | ||
60-69 | философия, Соловьёв, абсолют, всеединство, человек, мир, проект, история, цивилизация, Россия, Запад, мораль, христианство, София, мировая душа, Вселенская церковь, национальная идея |
Известный русский религиозный философ В.С. Соловьёв помимо других идей и концепций вошёл в историю отечественной культуры ещё и как автор оригинальных проектов - Софии и Вселенской церкви. Автор данной статьи ставит перед собой задачу показать, насколько эти проекты подходят для построения образов цивилизационного будущего России и учитывают её социокультурные реалии. Реконструкцию обоих проектов В.С. Соловьёва автор начинает с определения их философско-этических оснований. Таковыми являются, на его взгляд, допущения о добре и благе, которые лежат в основе соловьёвских представлений о совершенстве Бога, человека и его истории. Благодаря единству последних становится возможным возникновение богочеловечества, которое выражает идея Софии. И это единство возможно только на более высокой ступени - вечного и абсолютного всеединого (Бога). София представляет собой трансцендентное начало в русской или российской цивилизации, которая, будучи божественной премудростью, соединяет в себе мир людей и мир Бога на земле. Она раскрывается в историческом бытии людей поэтапно или в виде последовательности её сущностных моментов: как абсолютная, дотварная и внемировая, как тварная и нетварная, космическая и человеческая, вечно женственная и интимно-романтическая, божественно красивая и магическая, наконец, как русская национальная идея. София воплощается в христианском государстве как прибежище Вселенской церкви. Последняя выступает божественным предназначением России, призванной осуществить идею Софии в земной жизни и воссоединить её потерянную душу с Богом. Вывод, к которому приходит автор статьи, заключается в том, что проекты Софии и Вселенской церкви не подходят России, правомерно претендующей на статус самобытной цивилизации. Опыт последнего столетия показал, что христианство так и не стало единым, а столкновения между цивилизациями продолжаются, хотя и в новом историческом формате. |
1 . Гайденко П.П. Соловьёв В.С. // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2001. 692 с. URL: https://iphlib.ru/library/collection/ newphilenc/document/HASH01f70b84bc75ae3d6f0f0d f6. (дата обращения: 14.12.2019). 2 . Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с. 3 . Соловьев В.С. Sophy. Рукопись // ЦГАЛИ СССР. Ф. 446, оп. 1, ед. хр. 19. 4 . Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. 720 с. 5 . Соловьев В.С. Русская идея. URL: http://old.st-tver.ru/biblioteka-2/s/1836-solovev-v-s/19661-solovev-v-s-russkaya-ideya-1987 (дата обращения: 14.12.2019). 6 . Соловьёв В.С. Россия и вселенская церковь. URL: http://old.st-tver.ru/biblioteka-2/s/1836-solovev-v-s/19660-solovev-v-s-rossiya-i-vselenskaya-tserkov-1991-1911 (дата обращения: 12.04.2020). |