ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БОЛЬШИХ ДАННЫХ |
научная статья | 338.58 | ||
40-45 | большие данные, информационная потребность, асимметрия информации, экономическая сущность, экономический объект, Big Data, information need, information asymmetry, economic essence, economic object |
Цель исследования - определение экономических сущности и особенностей одного из современных информационно-технологических феноменов - больших данных (Big Data). Большие данные рассматриваются как информация, обладающая набором объективных и субъективных характеристик, которые придают ей новые экономически значимые свойства. Эти свойства предопределяют формирование у экономических агентов в современных условиях специфических потребностей доступа к скрытой в больших данных информации. В исследовании использованы методы описания, интерпретации, абстрагирования, обобщения, сравнения, анализа. На основе анализа объективных и субъективных свойств больших данных показано: большие данные могут рассматриваться как экономический объект, обладающий всеми необходимыми признаками такового. Выявлены экономически значимые особенности больших данных, в том числе информационная асимметрия, наличие скрытой информации и др. Сформулированы задачи исследования больших данных. Понимание экономической природы и свойств больших данных создает исходные позиции для их дальнейших исследований, в том числе поиска направлений повышения эффективности работы с большими данными. |
1 . О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года [текст]: Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018. № 204 // Сайт Президента России. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 12.02.2020). 2 . Карпычев В.Ю. Цифровая экономика: определите значения слов и не только // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. № 11. С. 1992- 2005. 3 . Отчет McKinsey Global Institute. Big data: The next frontier for innovation, competition and productivity // Сайт McKinsey Global Institute. URL: https:// www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digi tal/our-insights/big-data-the-next-frontier-for-innovation (дата обращения: 12.02.2020). 4 . Государственные стандарты (ГОСТы) в информационных технологиях (ИТ). Часть II - Унификация в стандартах. Термин «данные» // Сайт компании «Техническая документация». URL: https://tdocs. su/21917 (дата обращения: 12.02.2020). 5 . Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М.: Туманит, ВЛАДОС, 1997. 384 с. 6 . Николаев А.А. Разнообразие структур данных в современной информации // Молодой ученый. 2019. № 23. С. 21-23. 7 . История больших данных (Big Data) - часть 1 // Портал «Компьютерра». URL: https://www.compu terra.ru/234239/istoriya-bolshih-dannyh-big-data-chast-1/ (дата обращения: 12.02.2020). 8 . Глоссарий Gartner // Сайт компании Gartner. URL: https://www.gartner.com/en/information-technolo gy/glossary/big-data (дата обращения: 12.02.2020). 9 . Козачок И.В., Краснова С.Г. Экономическая сущность асимметрии информации и ее влияние на функционирование рынка // Сибирская финансовая школа. 2007. № 2. С. 29-35. 10 . Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 11 . Карпычев В.Ю., Карпычев М.В. Информация как объект гражданских правоотношений // Актуальные проблемы частного и публичного права: Сб. науч. трудов Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2018. С. 73-76. 12 . Zuniga G.L. An ontology of economic objects // American Journal of Economics and Sociology. 1999. Vol. 58. № 2. P. 299-312. 13 . Орлюк А.А. Информация как объект экономического оборота // Экономика железных дорог. 2007. № 1. С. 36-41. 14 . Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер / Пер. с нем.; Предисл., коммент., сост. В.С. Автономова. М.: Экономика, 1992. С. 31-242. 15 . R?na P., Zsolnai L. (eds.). Economic Objects and the Objects of Economics. Springer International Publishing AG. 196 p. 16 . Иванов Е.Ю. Функция полезности информации и ее влияние на цену информационных продуктов // Известия Алтайского государственного университета. 2000. № 2. С. 105-109. |