Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.14 + 159.9
Страницы
186-192
Ключевые слова
организация процесса обучения, подготовка психологов-консультантов, образовательная программа магистратуры, контекстное обучение, психологическое консультирование, organization of the learning process, training of psychological counsellors, Master's

Авторы
Ярыгина Н.Ю.
Францева Ю.Е.

Место работы
Ярыгина Н.Ю.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Францева Ю.Е.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В современных условиях востребованность психологов-консультантов порождает проблему качества оказываемой ими помощи, что актуализирует проблему профессиональной подготовки психологов-консультантов, так как существует большое количество учебных заведений, которые осуществляют их подготовку. В настоящее время не существует как четких требований к учебному процессу подготовки специалистов в данной области, так и профессионального стандарта психолога-консультанта. Большинство исследователей, изучающих особенности организации учебного процесса подготовки психологов-консультантов, рассматривает данную проблематику в рамках преподавания дисциплины «Психологическое консультирование» на уровне бакалавриата. Авторы статьи рассматривают магистратуру как ступень формирования профессиональных навыков. На основе анализа образовательной ситуации реализации программы магистратуры «Психологическое консультирование» ННГУ обозначаются актуальные проблемы, с которыми сталкиваются и преподаватели, и обучающиеся. Предлагается собственная методологическая концепция организации образовательного процесса подготовки психологов-консультантов и формирования у магистрантов профессиональной компетентности и навыков консультативной работы, основанная на новом образовательном походе - контекстном обучении.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Василюк Ф.Е. Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 80-92.
2 . Клюева Н.В. Проблемы в профессиональной подготовке психологов-консультантов и подходы к их решению // Ярославский психологический вестник. 2016. № 35. С. 83-86.
3 . Гольцева Ю.В. Технология формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2008. № 29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirova niya-professionalnyh-umeniy-psihologicheskogo-konsu ltirovaniya-u-buduschih-pedagogov-psihologov-1 (дата обращения: 17.02.2019).
4 . Григорова И.Р. К вопросу о подготовке психологов-консультантов, экзистенциальный аспект // Ученые записки Крымского инженерно-педаго-гического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 2 (4). С. 58-61.
5 . Ефименко Ю.А. Модель оптимизации подготовки психологов-консультантов // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. № 38. С. 38-52.
6 . Ефименко Ю.А. Социально-психологические условия оптимизации проблемы практической подготовки психологов-консультантов // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. № 54. С. 101-109.
7 . Кораблина Е.П. Своеобразие подготовки современных психологов-консультантов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 3-4. С. 136-140.
8 . Моров М.Д., Суворова Г.А. О подготовке практических психологов для системы образования с дополнительной специализацией психолог-консультант // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Тезисы докл. VI Всерос. научно-практ. конф. (Ярославль, 19-21 ноября 2013 г.). Ярославль: Канцлер, 2013. С. 393-395.
9 . Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Триангулярная модель подготовки психологов-консуль-тантов // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2016. № 3-4. С. 5-7.
10 . Арпентьева М.Р. Подготовка психологов-консультантов: консультативно-ориентированная модель // Современная наука. 2016. № 3. С. 54-63.
11 . Дмитриенко Е.В. Профессиональная подготовка психолога-консультанта // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3 (9). С. 51-54.
12 . Ефименко Ю.А. Особенности профессиональной подготовки психологов-консультантов в высших учебных заведениях // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 225-229.
13 . Пономарева Е.Ю. Особенности профессиональной подготовки практических психологов в контексте современных исследований // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2016. № 1 (33). С. 35-42.
14 . Кораблина Е.П. Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 20-30.
15 . Болонский процесс и качество образования. Опыт вузов: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. 122 с.
16 . Ярыгина Н.Ю. Проблема личностных особенностей психологов-консультантов // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11 /7268 (дата обращения: 07.02.2019).
17 . Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: Образование, 1997. 238 с.
18 . Белозерцев Е.П., Горнеев А.Д., Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 368 с.
19 . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 322 с.
20 . Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
21 . Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
22 . Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. С. 6-10.