АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ПГНИУ) |
научная статья | 316.61 | ||
92-100 | репутационный капитал вуза, социальная активность студентов, социально значимая деятельность, конкурентоспособность, нематериальный актив, третья роль университета, рынок образовательных услуг, объединенный совет обучающихся, студенческое самоуправление, |
В условиях перманентного повышения конкуренции на рынке образовательных услуг актуализируются вопросы эффективного управления всеми активами вуза, в том числе нематериальными, к которым относится репутационный капитал. В статье уделено внимание одному из факторов репутационного капитала вуза - социальной активности студентов. Процесс активизации студенческой молодежи повышает конкурентоспособность таких выпускников на рынке труда и влияет на имидж вуза на рынке образовательных услуг и в обществе в целом. На основе эмпирических исследований авторами выявлены барьеры в реализации социальной активности студенческой молодежи и определены возможные направления активизации участия студентов в социально значимой деятельности. Предложен алгоритм, обеспечивающий системное взаимодействие компонентов внутренней системы вуза в вопросах повышения уровня социальной активности студентов, а также взаимодействия внутренней и внешней систем в целях увеличения репутационного капитала ПГНИУ. На основе методов, широко применяемых специалистами по социальной работе, в том числе по социальной работе с молодежью, определены направления повышения уровня социальной активности студенческой молодежи в деятельности объединенного совета обучающихся. Представляется, что предложенная модель взаимодействия внутренней и внешней среды ПГНИУ позволит повысить уровень репутационного капитала вуза, а значит, может стать одним из его конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг. |
1 . Goch A.K., Whippie T.W., Bryan G.A. Student trust and its antecedents in higher education // Journal of Higher Education. 2001. 72. Р. 322-340. 2 . Sung M., Y. Sung-Un. Toward the model of university image the influence of brand personality external prestige and reputation // Journal of Public Relations Research. 2008. 20:4. Р. 357-376. 3 . Репутация как важнейший нематериальный актив. URL: tps://studme.org/1529052711319/mened zhment/reputatsiya_kak_vazhneyshiy_nematerialnyy_aktiv (дата обращения: 15.09.2019). 4 . Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 № 10975) // Программа информационной поддержки российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: Учебное пособие. 2016. 13 с. 5 . Юдина Т.А. О компонентах и формах репутационного капитала вуза // Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 10. С. 1-4. 6 . Nguyen N., LeBlanc G. Image and reputation of higher education institution in students’ retention decisions // International Journal of Education Management. 2001. 15. P. 303-311. 7 . Коган В.З. Понятие «активность личности» как категория социальной психологии // Некоторые проблемы личности. М.: Мысль, 1971. С. 69-82. 8 . Турбина Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков: Дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 163 с. 9 . Резник С.Д., Юдина Т.А., Камбург В.Г. Рейтинг высшего учебного заведения как метод оценки его репутации // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. Вып. 28. С. 488-493. 10 . Ефимова И.Н., Маковейчук А.В. Анализ влияния рейтингов вузов на мотивацию абитуриентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. Вып. 6-1. С. 27-34. 11 . Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») в 2012 г. URL: https://expert. ru/ratings/top-100-rossijskih-vuzov-ot-ra-ekspert/ (дата обращения: 19.09.2019). 12 . Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») в 2019 г. URL: https://raex-rr. com/education/universities/top-100-univercities_of_rus sia (дата обращения: 19.09.2019). 13 . Результаты рейтинга Международной информационной группы «Интерфакс»: ПГНИУ. URL: https://academia.interfax.ru/ru/university/39/?page=ratings&ratingnationalyear=2019 (дата обращения: 19.09.2019). 14 . ПГНИУ улучшил свои позиции в национальном рейтинге вузов. URL: http://www.psu.ru/news/pgniu-uluchshil-svoi-pozitsii-v-natsionalnom-rejtinge-vuzov (дата обращения: 19.09.2019). 15 . ПГНИУ вошел в десятку лучших вузов Поволжья. URL: https://100.psu.ru/pgniu-voshel-v-desyatku-luchshih-vuzov-povolzhya/ (дата обращения: 19.09.2019). 16 . Рейтинг экономических вузов России 2019. URL: https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/ekono micheskie/ (дата обращения: 19.09.2019). 17 . Рейтинг технических вузов России 2019. URL: https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/it/ (дата обращения: 19.09.2019). 18 . Рейтинг юридических вузов России 2019. URL: https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/juridi cheskie/ (дата обращения: 19.09.2019). 19 . Санникова С.В., Письменный Е.В. Ключевые компетенции личности в контексте Болонского процесса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. Вып. 24 (157). С. 57-62. 20 . Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата. URL: минобрнауки.рф/документы/924 (дата обращения: 12.06.2016). 21 . Molas-Gallart J., Salter A., Pater P. et al. Measuring third stream activities - Final report to the Russell Group of Universities. Brighton, UK: University of Sussex, SPRU, 2002. 22 . Marhl M., Pausist A. Third mission indicators for new ranking metodologies // Evaluation in Higher Education. June 2011. 5:1. P. 43-64. 23 . Гурьева О.В. Студенческое самоуправление как способ формирования личности в университетах Европы // Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции с международным участием. Смоленск: СГИИ, 2013. С. 234-237. 24 . Исаев И.Ф., Акиншина И.Б. Содержание студенческого самоуправления в вузовской образовательной системе Германии // Вестник Томского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Педагогика и психология. 2010. № 2 (82). С. 112-115. 25 . Отчеты о деятельности ОСО АГУ. Астраханский государственный университет. URL: http://asu. edu.ru/studentam/6047-otchety-o-deiatelnosti-oso-agu. html (дата обращения: 10.06.2016). 26 . Достижения. Университет ИТМО, Совет обучающихся. URL: http://student.ifmo.ru/achieve ments/ (дата обращения: 10.06.2016). 27 . Нормы времени для расчета объема работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом. Утверждены Приказом ректора от 30.06.2014 г. № 585/2 «Об утверждении Норм времени». URL: http://www.psu.ru/files/docs/normativnaya_baza/base_n d/normy_vremeni_2014_Final.pdf (дата обращения: 13.06.2016). |