РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО ОБ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ: ТИПОЛОГИЯ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ |
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 316.35 | ||
66-71 | родительское сообщество, типология родителей, удовлетворенность условиями образовательной деятельности, стратегии работы с родителями, parental community, typology of parents, satisfaction with the conditions of educational activities, strategies for work |
Реформирование системы школьного образования должно осуществляться в неразрывной связи с потребностями и интересами образовательных общностей. Родители как одна из таких общностей в последние годы все активнее вовлекаются в решение проблем школьного образования. Удовлетворенность родителей различными аспектами обучения их детей может выступить показателем эффективности образовательной политики. Представлена попытка изучения отношения родителей к условиям образовательной деятельности их детей. Эмпирической базой работы выступили результаты онлайн-анкетирования родителей детей-школьников г. Екатеринбурга ( n =7281 чел.). С помощью двухэтапного кластерного анализа по критерию удовлетворенности условиями образовательной деятельности их детей в школе была сформирована эмпирическая типология родителей. Выделено два кластера родителей: «скорее позитивно» (61.9%) и «скорее негативно» (38.1%) оценивающих условия обучения детей в школе. Корреляционный анализ позволил выявить отсутствие принципиальных различий в социально-демографических характеристиках кластеров родителей и оценке ими ключевой проблемы школьного образования (снижение мотивации учебной деятельности). Кластер «недовольных» родителей не удовлетворен практически всеми аспектами обучения их детей, но основной является проблема «человеческих отношений» в школе. Различаются кластеры родителей в оценке того, чего им не хватает для реализации эффективной помощи школе и своему ребенку в ней. «Недовольным» родителям недостаточно информации о жизни школы, юридических/экономических и др. знаний, необходимых для реализации гражданской активности. Представители «позитивно настроенных» родителей в качестве препятствия осуществления помощи школе видят только недостаток времени и личной активности. Полученная типология родителей может и должна стать основой для разработки стратегий в работе с родительским сообществом органов управления различных уровней. Дифференцированный диалог управленцев в системе образования с родителями разных типов не только позволит решить текущие проблемы, но и будет способствовать развитию школьного образования. |
![]() |
1 . Shabrova N.V. Involvement of parents and their children in the social activity practices in the megalopolis // Materials of 12th International Conference of Education, Research and Innovation. November 11th-13th, 2019. Seville, Spain. (CD-ROM). P. 1601-1608. 2 . Школьное образование: задачи, приоритеты, потребности // Результаты опроса ВЦИОМ родителей школьников. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236 &uid=9874 (дата обращения: 20.11.2019). 3 . Epstein J.L., Salinas K.C. Partnering with families and communities // Education Leadership. 2004. Vol. 61. № 8. P. 12-18. URL: http://www.ascd.org/el2 00405_epstein.pdf. (дата обращения: 17.07.2019). 4 . Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономи-ческий статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 3. С. 68-90. 5 . Mannan G., Blackwell J. Business involvement in the schools: how and where do parents fit into the process // Education. 1992. Vol. 113. № 2. P. 286-293. 6 . Shepard R., Rose H. The power of parents: an empowerment model for increasing parental involvement // Education. 1995. Vol. 115. № 3. P. 373-377. 7 . Vincent C., Tomlinson S. Home-school relationships: the swarming of disciplinary mechanisms // British Educational Research Journal. 1997. Vol. 23. № 3. P. 361-377. 8 . Auerbach S. From moral supporters to struggling advocates: reconceptualizing parent roles in education through the experience of working-class families of color // Urban Education. 2007. Vol. 42. № 3. P. 250-283. 9 . Galindo R., Medina C. Cultural Appropriation, Performance, and Agency in Mexicana Parent Involvement // Journal of Latinos in Education. 2009. Vol. 8. № 4. P. 312-331. 10 . Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управляющим советам // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2004. № 2. С. 12-45. 11 . Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. 2015. Т.7. № 3. С. 1-11. 12 . Петрухина О.А. Родительское сообщество как форма современного социального партнерства семьи и образовательной организации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 2 (32). С. 99-104. |