Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО ОБ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ: ТИПОЛОГИЯ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ


Раздел
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.35
Страницы
66-71
Ключевые слова
родительское сообщество, типология родителей, удовлетворенность условиями образовательной деятельности, стратегии работы с родителями, parental community, typology of parents, satisfaction with the conditions of educational activities, strategies for work

Авторы
Шаброва Н.В.
Шуклина Е.А.
Певная М.В.

Место работы
Шаброва Н.В.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Шуклина Е.А.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Певная М.В.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина


Аннотация
Реформирование системы школьного образования должно осуществляться в неразрывной связи с потребностями и интересами образовательных общностей. Родители как одна из таких общностей в последние годы все активнее вовлекаются в решение проблем школьного образования. Удовлетворенность родителей различными аспектами обучения их детей может выступить показателем эффективности образовательной политики. Представлена попытка изучения отношения родителей к условиям образовательной деятельности их детей. Эмпирической базой работы выступили результаты онлайн-анкетирования родителей детей-школьников г. Екатеринбурга ( n =7281 чел.). С помощью двухэтапного кластерного анализа по критерию удовлетворенности условиями образовательной деятельности их детей в школе была сформирована эмпирическая типология родителей. Выделено два кластера родителей: «скорее позитивно» (61.9%) и «скорее негативно» (38.1%) оценивающих условия обучения детей в школе. Корреляционный анализ позволил выявить отсутствие принципиальных различий в социально-демографических характеристиках кластеров родителей и оценке ими ключевой проблемы школьного образования (снижение мотивации учебной деятельности). Кластер «недовольных» родителей не удовлетворен практически всеми аспектами обучения их детей, но основной является проблема «человеческих отношений» в школе. Различаются кластеры родителей в оценке того, чего им не хватает для реализации эффективной помощи школе и своему ребенку в ней. «Недовольным» родителям недостаточно информации о жизни школы, юридических/экономических и др. знаний, необходимых для реализации гражданской активности. Представители «позитивно настроенных» родителей в качестве препятствия осуществления помощи школе видят только недостаток времени и личной активности. Полученная типология родителей может и должна стать основой для разработки стратегий в работе с родительским сообществом органов управления различных уровней. Дифференцированный диалог управленцев в системе образования с родителями разных типов не только позволит решить текущие проблемы, но и будет способствовать развитию школьного образования.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Shabrova N.V. Involvement of parents and their children in the social activity practices in the megalopolis // Materials of 12th International Conference of Education, Research and Innovation. November 11th-13th, 2019. Seville, Spain. (CD-ROM). P. 1601-1608.
2 . Школьное образование: задачи, приоритеты, потребности // Результаты опроса ВЦИОМ родителей школьников. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236 &uid=9874 (дата обращения: 20.11.2019).
3 . Epstein J.L., Salinas K.C. Partnering with families and communities // Education Leadership. 2004. Vol. 61. № 8. P. 12-18. URL: http://www.ascd.org/el2 00405_epstein.pdf. (дата обращения: 17.07.2019).
4 . Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономи-ческий статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 3. С. 68-90.
5 . Mannan G., Blackwell J. Business involvement in the schools: how and where do parents fit into the process // Education. 1992. Vol. 113. № 2. P. 286-293.
6 . Shepard R., Rose H. The power of parents: an empowerment model for increasing parental involvement // Education. 1995. Vol. 115. № 3. P. 373-377.
7 . Vincent C., Tomlinson S. Home-school relationships: the swarming of disciplinary mechanisms // British Educational Research Journal. 1997. Vol. 23. № 3. P. 361-377.
8 . Auerbach S. From moral supporters to struggling advocates: reconceptualizing parent roles in education through the experience of working-class families of color // Urban Education. 2007. Vol. 42. № 3. P. 250-283.
9 . Galindo R., Medina C. Cultural Appropriation, Performance, and Agency in Mexicana Parent Involvement // Journal of Latinos in Education. 2009. Vol. 8. № 4. P. 312-331.
10 . Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управляющим советам // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2004. № 2. С. 12-45.
11 . Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. 2015. Т.7. № 3. С. 1-11.
12 . Петрухина О.А. Родительское сообщество как форма современного социального партнерства семьи и образовательной организации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 2 (32). С. 99-104.