МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ |
научная статья | 338.4 | ||
14-24 | бизнес-среда, промышленность, организации будущего, новые технологии, функции и цели, гибридные организации, экосистемы, устойчивое развитие, промышленная политика, «Индустрия 4.0», business environment, industry, organizations of the future, new technolo |
Представлен обзор результатов последних исследований о тенденциях и методах трансформации крупных промышленных предприятий и их объединений в предстоящее десятилетие. Делается вывод, что предприятия, реагируя на изменения в бизнес-среде, превратятся в обучающиеся организации третьего поколения - самонастраивающиеся компании. Предполагается, что у них появятся новые ключевые функции: обучение с разной скоростью одновременно в разных временных интервалах; оптимальное сочетание людей и машин в гибридном цифро-физическом мире; выращивание широких экосистем; постоянная внутренняя трансформация с целью устойчивого развития. Эти функции поддерживают друг друга и основываются на глубоких технологиях. Прогнозируется, что организации объединят данные, алгоритмы искусственного интеллекта и автоматизированное интегрированное исполнение при минимальном вмешательстве человека, создавая спирали алгоритмического обучения со сверхчеловеческой скоростью, и одновременно сконцентрируются на анализе проблем на больших временных интервалах. Руководители компаний позволят машинам делать то, что они способны делать лучше людей, и сосредоточат усилия людей на проблемах, решение которых требует человеческих способностей. Развертывание экосистем повысит мощность алгоритмов искусственного интеллекта благодаря увеличению объема данных, потребуется постоянное обновление стратегий и технологий цифровых платформ. Доказывается, что приоритет будет отдан устойчивости развития - способности организаций работать с шоками, которые нельзя предсказать, находить технологии, генерирующие новые возможности. Показано, что для повышения конкурентоспособности компаний их лидеры должны выйти за рамки SMART-целей и перейти к FAST-целям, т.е. чаще проводить дискуссии о целях, ставить амбициозные цели, переводить их в конкретные метрики и этапы, сделать их доступными для всеобщего обозрения. Корпоративные стратегии будущего должны поддерживаться промышленной политикой государства, стимулирующей устойчивый экономический рост. |
1 . Reeves M., F?ste L., Whitaker K., Hassan F. The Truth About Corporate Transformation // MIT Sloan Management Review. 2018. January 31. URL: https:// sloanreview.mit.edu/article/the-truth-about-corporate-transformation/ (дата обращения: 05.03.2020). 2 . Трофимов О.В., Фролов В.Г., Каминченко Д.И., Захаров В.Я., Павлова А.А. Факторы сбалансированного развития сложных экономических систем производственной сферы и сферы услуг в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Креативная экономика. 2018. № 10. С. 1531-1548. 3 . Фролов В.Г., Захаров В.Я., Каминченко Д.И., Павлова А.А. Системные эффекты развития сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 4 (52). С. 40-47. 4 . Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Каминченко Д.И., Павлова А.А. Концептуальные основы оценки факторов и системных эффектов сбалансированного развития сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 3 (51). С. 7-23. 5 . Bailey A., Reeves M., Whitaker K., Hutchinson R. Winning the ’20s: Company of the Future / Boston Consulting Group • BCG Henderson Institute 2019. 4/19. Rev. 6/19. URL: https://bcghendersoninstitute.com/win ning-the-20s-the-organization-of-the-future-dc1e180b3 b3 (дата обращения: 05.03.2020). 6 . Fuller J., Jacobides M.G., Reeves M. The Myths and Realities of Business Ecosystems // MIT Sloan Management Review. 2019. February 25. URL: https:// sloanreview.mit.edu/article/the-myths-and-realities-of-business-ecosystems/ (дата обращения: 05.03.2020). 7 . Pearl J., Mackenzie D. The Book of Why: The New Science of Cause and Effect. Hachette UK, 2018. 8 . Kimura R., Reeves M., Whitaker K. The New Logic Competition / Boston Consulting Group 2019. 3/19. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2019/new-logic-of-competition.aspx (дата обращения: 05.03.2020). 9 . Lee Kai-fu. AI Superpowers: China, Silicon Valley, and the New World Order. Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company, 2018. 10 . Jacobides M.G., Lang N., Louw N., von Szczepanski K. What Does Successful Digital Ecosystem Look Like? / Boston Consulting Group, June 26, 2019. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2019/what-does-successful-digital-ecosystem-look-like.aspx (дата обращения: 05.03.2020). 11 . Reeves M., Lotan H., Legrand J., Jacobides M.G. How Business Ecosystems Rise (and Often Fall) // MIT Sloan Management Review. 2019. July 30. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/how-business-ecosy tems-rise-and-often-fall/ (дата обращения: 05.03.2020). 12 . Opportunities and Risks from Cooperation among Companies within the Production Sphere and the Sphere of Services in Russia in the Context of Industry 4.0 // Amazonia Investiga. 2019. V. 20. № 8. P. 596-608. 13 . Reeves M., Zeng M., Venjara A. The Self-Tuning Enterprise // Harvard Business Review. June 2015. 93. No. 6. P. 76-83. URL: https://hbr.org/2015/06/the-self-tuning-enterprise (дата обращения: 05.03.2020). 14 . Reeves M., Fuller J. When SMART Goals Are Not So Smart // MIT Sloan Management Review. 2018. March 21. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/ when-smart-goals-are-not-so-smart/ (дата обращения: 05.03.2020). 15 . Sull D., Sull C. With Goals, FAST Beats SMART // MIT Sloan Management Review. 2019. June 05. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/with-goals-fast-beats-smart/ (дата обращения: 05.03.2019). 16 . Sull D., Kang H., Thompson N., Hu L. Trade-offs in Firm Culture? Nope, You Can Have It All // MIT Sloan School of Management Working Paper. Aug 2018. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=3228167 (дата обращения: 05.03.2020). 17 . Ситкин С., Миллер Ч., Си К. Парадокс сверхзадачи // Harvard Business Review Россия. 3 мая 2017. URL: https://hbr-russia.ru/management/upravle nie-izmeneniyami/a20441 (дата обращения: 05.03.2020). 18 . Cerasoli C.P., Nicklin J.M., Ford M.T. Intrinsic Motivation and Extrinsic Incentives Jointly Predict Performance: A 40-Year Meta-Analysis // Psychological Bulletin. February 2014. Vol. 140. No. 4. P. 980-1008. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/3f44/f35d1779ea9 1896c9f443904aab90c2d9511.pdf?_ga=2.221845855.671413381.1571495323-566923192.1571495323 (дата обращения: 05.03.2020). 19 . Pritchard R.D., Harrell M.M., Diaz Granados D., Guzman M.J. The Productivity Measurement and Enhancement System: A Meta-Analysis // Journal of Applied Psychology. June 2008. 93(3). Р. 540-567. URL: https://www.researchgate.net/publication/5396369_The_Productivity_Measurement_and_Enhancement_System_A_Meta-Analysis (дата обращения: 05.03.2020). 20 . The Impact of Employee Engagement on Performance. Harvard Business Review Analytics Report. URL: https://talentsnapshot.com/wp-content/upl oads/downloads/2017/04/Impact_of_Employee_Engage ment_on_Performance.pdf (дата обращения: 05.03.2020). 21 . Sull D., Sull С., Yoder J. No One Knows Your Strategy - Not Even Your Top Leaders // MIT Sloan Management Review. 2018. Feb. 12. URL: https://sloan review.mit.edu/article/no-one-knows-your-strategy-not-even-your-top-leaders/ (дата обращения: 05.03.2020). |