Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ФИЗИКИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КАК СИСТЕМА РЕГУЛЯТИВНЫХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.02
Страницы
141-147
Ключевые слова
понимание информационных текстов, метапредметные образовательные результаты, интеллектуальная компетентность, поколение Z, освоение физики, модели обучения, дидактические средства, ситуационная задача, understanding of information texts, meta-subject lear

Авторы
Пурышева Н.С.
Крысанова О.А.

Место работы
Пурышева Н.С.
Московский педагогический государственный университет

Крысанова О.А.
Московский педагогический государственный университет


Аннотация
Обсуждается проблема влияния понимания информационных текстов на достижение обучаемыми обра-зовательных результатов. Рассмотрена структура интеллектуальной компетентности, выделены е? компонен-ты. Показано, что целостная совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсаль-ных учебных действий является механизмом формирования и развития интеллектуальной компетентности, одним из компонентов в структуре которой выступают понятийные способности. Обосновано, что процесс понимания информационных текстов при организации образовательной деятельности по физике, структури-рованный в виде учебных действий и универсальных учебных действий обучающихся, оказывает влияние на достижение ими предметных и метапредметных образовательных результатов, а также является механизмом формирования и развития различных уровней организации их индивидуальных интеллектуальных ресурсов. Описана специфика современных обучающихся (поколение Z). Проанализированы модели обучения и ди-дактические средства, которые формируют и развивают интеллектуальную компетентность современных подростков посредством достижения различных уровней понимания информационных текстов. Особое вни-мание уделено ситуационным задачам.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Решетникова О.А. Подходы к оценке мета-предметных результатов и креативности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации // Педагогические измерения. 2019. № 2. С. 5-8.
2 . Чистякова Г.Д. Формирование предметного кода как основы понимания текста // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 50-59.
3 . Пешкова Н.П. Имплицитность в тексте: препят-твие vs. стимул и условие понимания // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/implitsitnost-v-tekste-prepyatstvie-vs-stimul-i uslovie-ponimaniya (дата обращения: 10.10.2019).
4 . Новиков А.И. Текст и «контртекст»: две стороны процесса понимания // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/tekst-i-kontrtekst-dve-storony-protsessa-ponimaniya (дата обращения: 10.10.2019).
5 . Сиповская Я.И. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности в структуре интеллектуальной компетентности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2016. 26 с.
6 . Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
7 . Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / Пер. с англ. Ю. Кон-дукова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.
8 . Крылова О.Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 44 с.
9 . Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Понимание инфор-ционных текстов: что меняется за пять лет обучения? // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 3-17.
10 . Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995. 240 с.
11 . Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 205 с.
12 . Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидакика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
13 . Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224.
14 . DeLozier S.J., Rhodes M.G. Flipped Classrooms: a Review of Key Ideas and Recommendations for Practice // Educational Psychology Review. 2016. Vol. 29. P. 141-151.
15 . Estes M., Ingram R., Liu J. A Review of Flipped Classroom Research, Practice, and Technologies // Inter-national HETL Review. 2014. July 29. Vol. 4. URL: https://www.hetl.org/a-review-of-flipped-classroom-rese arch-practice-and-technologies/ (дата обращения: 10.10.2019).
16 . Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учеб.-метод. пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008. 96 с.
17 . Пурышева Н.С., Крысанова О.А. Метапредетный подход в методике обучения физике: Монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 215 с.
18 . Пурышева Н.С., Крысанова О.А., Ромашкина Н.В. Формирование личностных образовательных результатов учащихся // Физика в школе. 2012. № 4. С. 11-17.