ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ФИЗИКИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КАК СИСТЕМА РЕГУЛЯТИВНЫХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ |
научная статья | 37.02 | ||
141-147 | понимание информационных текстов, метапредметные образовательные результаты, интеллектуальная компетентность, поколение Z, освоение физики, модели обучения, дидактические средства, ситуационная задача, understanding of information texts, meta-subject lear |
Обсуждается проблема влияния понимания информационных текстов на достижение обучаемыми обра-зовательных результатов. Рассмотрена структура интеллектуальной компетентности, выделены е? компонен-ты. Показано, что целостная совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсаль-ных учебных действий является механизмом формирования и развития интеллектуальной компетентности, одним из компонентов в структуре которой выступают понятийные способности. Обосновано, что процесс понимания информационных текстов при организации образовательной деятельности по физике, структури-рованный в виде учебных действий и универсальных учебных действий обучающихся, оказывает влияние на достижение ими предметных и метапредметных образовательных результатов, а также является механизмом формирования и развития различных уровней организации их индивидуальных интеллектуальных ресурсов. Описана специфика современных обучающихся (поколение Z). Проанализированы модели обучения и ди-дактические средства, которые формируют и развивают интеллектуальную компетентность современных подростков посредством достижения различных уровней понимания информационных текстов. Особое вни-мание уделено ситуационным задачам. |
![]() |
1 . Решетникова О.А. Подходы к оценке мета-предметных результатов и креативности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации // Педагогические измерения. 2019. № 2. С. 5-8. 2 . Чистякова Г.Д. Формирование предметного кода как основы понимания текста // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 50-59. 3 . Пешкова Н.П. Имплицитность в тексте: препят-твие vs. стимул и условие понимания // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/implitsitnost-v-tekste-prepyatstvie-vs-stimul-i uslovie-ponimaniya (дата обращения: 10.10.2019). 4 . Новиков А.И. Текст и «контртекст»: две стороны процесса понимания // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/tekst-i-kontrtekst-dve-storony-protsessa-ponimaniya (дата обращения: 10.10.2019). 5 . Сиповская Я.И. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности в структуре интеллектуальной компетентности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2016. 26 с. 6 . Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с. 7 . Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / Пер. с англ. Ю. Кон-дукова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с. 8 . Крылова О.Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 44 с. 9 . Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Понимание инфор-ционных текстов: что меняется за пять лет обучения? // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 3-17. 10 . Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995. 240 с. 11 . Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 205 с. 12 . Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидакика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с. 13 . Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224. 14 . DeLozier S.J., Rhodes M.G. Flipped Classrooms: a Review of Key Ideas and Recommendations for Practice // Educational Psychology Review. 2016. Vol. 29. P. 141-151. 15 . Estes M., Ingram R., Liu J. A Review of Flipped Classroom Research, Practice, and Technologies // Inter-national HETL Review. 2014. July 29. Vol. 4. URL: https://www.hetl.org/a-review-of-flipped-classroom-rese arch-practice-and-technologies/ (дата обращения: 10.10.2019). 16 . Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учеб.-метод. пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008. 96 с. 17 . Пурышева Н.С., Крысанова О.А. Метапредетный подход в методике обучения физике: Монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 215 с. 18 . Пурышева Н.С., Крысанова О.А., Ромашкина Н.В. Формирование личностных образовательных результатов учащихся // Физика в школе. 2012. № 4. С. 11-17. |