ТРАНСФОРМАЦИЯ РОДИТЕЛЬСТВА В ЭПОХУ ГАДЖЕТИЗАЦИИ ПРАКТИК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКОВ |
научная статья | 316.3 | ||
95-101 | гаджет, Интернет, социальная практика, цифровизация, гаджетизация, родительство, детство, школа, травля, цифровая компетенция, gadget, Internet, social practice, digitalization, gadgetization, parenthood, childhood, school, bullying |
Охарактеризованы изменения родительских практик, возникающих в современных условиях, и в первую очередь гаджетизации взаимодействия школьников. Трансформации подверглись взаимоотношения родите-лей и детей, детей и учителей, учителей и родителей. Изменения детско-родительских отношений рассматри-ваются во временн о м и территориальном контексте. Описаны новые практики взаимодействия родителей со своими детьми и определены основные их типы: небрежный, авторитарный, лояльный и авторитетный. Наиболее распространенным является небрежный тип, когда родители уделяют недостаточно внимания по-ведению ребенка в глобальной сети и их собственные практики ее использования нельзя назвать «социально здоровыми». Авторитарный тип менее распростран?н и связан с жесткими ограничениями или запретами в использовании гаджетов. Для авторитетного стиля нужен высокий уровень сформированности культуры ис-пользования гаджетов у самих родителей, что также является достаточно редким. Недирективный способ набирает популярность у родителей от 25 до 40 лет и связан с фрагментарным скрытым контролем, не спо-собствующим установлению доверительных отношений в вопросах использования гаджетов. В целом отме-чается противоречивый характер формирования практик взаимодействия родителей со своими детьми в эпо-ху гаджетизации. |
1 . Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330-342. 2 . Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с. 3 . Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Пер. с нем. И.Д. Газиева; под ред. Н.А. Головина. СПб.: Наука, 2007. 648 c. 4 . Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2004. 557 с. 5 . Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. М.М. Беляева. М.: Весь Мир, 2003. 416 с. 6 . Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 114-121. 7 . Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Образование как ресурс информационного общества // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 107-113. 8 . Козловский В.А., Козловский В.В. Общество потребления и цивилизационный порядок современности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 55-65. 9 . Костюк В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 101-110. 10 . Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. 208 с. 11 . Чураков А.Н. Информационное общество и эмпирическая социология // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 35-44. 12 . Щербина В.В., Попова Е.П. Социальные изменения и проблемы развития в специальных организационных теориях // Социологические исследования. 2017. № 10 (402). С. 77-86. 13 . Андреева А.Д. Особенности семейной среды ребенка в постиндустриальном обществе // Научный диалог. 2018. № 7. С. 292-307. 14 . Безрукова О.Н. Ценности детей и родительства: межпоколенческая динамика // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 1. С. 88-110. 15 . Голод С.И. Современная семья: патриархальность, женская эмансипация, «кризис» моногамии // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2007. № 1 (31). С. 37-39. 16 . Гурко Т.А. Семья и родительство в России на фоне постиндустриальных обществ // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012. С. 3343-33501. URL: http://www.isras.ru/files/File/con gress2012/part21.pdf (дата обращения: 10.11.2019). 17 . Дементьева И.Ф. Трансформация семьи как института воспитания // Педагогика. 2017. № 1. С. 70-75. 18 . Орехова Е.Я., Данилова И.С. Ответственность как аспект компетентностного родительства // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 32-39. 19 . Полутова М.А., Жанбаз О.О. Ценностные и мотивационные установки сообщества «чайлдфри» с позиций постмодернизма // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 1 (116). С. 89-100. 20 . Саралиева З.Х. Роль семьи в реализации человеческого потенциала // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Т. 1. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. С. 81-85. 21 . Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Профессионализация родительства: между экспертным и обыденным знанием // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 4. С. 521-534. 22 . Вагайцева Е.С., Игонина Т.Б. Факторы формирования гражданственности школьников в условиях информационного общества // Проблемы и перспективы современной науки. 2015. № 7. С. 33-42. 23 . Загладина Х.Т. Информационное общество, семья и меняющиеся условия социализации школьников // Преподавание истории и обществознания в школе. 2012. № 7. С. 46-52. 24 . Малинина Т.Б. Современное образовательное пространство как фактор успешной цифровизации экономики и общества // Перспективы науки. 2018. № 12 (111). С. 248-252. 25 . Рашидова Е.В., Барашко Е.Н. Особенности развития математического мышления школьников в информационном обществе // Гуманизация образования. 2012. № 4. С. 49-53. 26 . Трофименко Т.В. Клиповое мышление современного школьника. Приемы и методики обучения детей, обладающих клиповым мышлением // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2018. № 8. С. 27-33. 27 . Челышева И.В. Личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2009. № 2. С. 285-290. 28 . Ухлебина П.Г. Формирование полезных привычек у младших школьников как проблема информационного общества // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 68-69. 29 . Щекотуров А.В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 4 (110). С. 80-88. 30 . Учительницу уволили за красивую фигуру: кому помешало фото в купальнике // Московский комсомолец: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/social/2019/02/07/uch itelnicu-uvolili-za-krasivuyu-figuru-komu-pomeshalo-fo to-v-kupalnike.html (дата обращения: 18.10.2019). 31 . Янак А.Л., Шорыгин Е.А. Траектории гаджетизации детско-родительских отношений: основные модели // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2019. № 3 (55). С. 141-148. 32 . На игре: социальные эффекты компьютерной игромании // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. Вып. № 4053. Опубликовано 10.09.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 9889 (дата обращения: 18.09.2019). 33 . Ященко С.Г., Рыбалко С.Ю., Пилунская О.А., Шибанов С.Э. Гигиеническая оценка влияния электромагнитных факторов коммуникационных устройств на состояние здоровья студентов // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 1001-1003. 34 . Мобильные телефоны в школе // Официальный сайт Фонда общественного мнения. Опубликовано 14.08.2019 [Электронный ресурс]. URL: https:// fom.ru/Obraz-zhizni/14239 (дата обращения: 20.09.2019). 35 . Форум Mail.ru: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://touch.otvet.mail.ru/question /71601454 (дата обращения: 20.09.2019). 36 . Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений // Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/cad87fb351934e731be49cb6ee1b17de00c25d46/ (дата обращения: 20.09.2019). 37 . Карта страхов россиян: осень-2019 // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. Вып. 4100. Опубликовано 12.11.2019 [Электронный ресурс]. URL: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=9999 (дата обращения: 18.09.2019). 38 . Интернет-мошенничество - памятка для граждан // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ре-сурс]. URL: https://мвд.рф/document/1910260 (дата обращения: 10.11.2019). |