МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
научная статья | 316.4 | ||
82-88 | конкуренция, рынок, потребители, предприниматели, механизмы развития конкуренции, competition, market, customers, entrepreneurs, mechanisms for competition development |
Социологическое изучение конкуренции - сравнительно новое направление исследований. Важным эта-пом в развитии изучения процессов конкуренции стала разработка социально ориентированной конкурент-ной политики, основные принципы которой отражены в Стандарте развития конкуренции в субъектах Рос-сийской Федерации. Ключевым моментом данного документа стало формулирование задачи по выявлению степени удовлетворенности потребителей ситуацией, сложившейся на товарных рынках и рынках услуг. Ак-туальность данной статьи состоит в том, что процессы конкуренции рассматриваются сквозь призму их вос-приятия потребителями. Анализируются механизмы развития конкурентной среды: инфраструктура регули-рования процессов конкуренции в регионе, представленная органами власти и общественными организация-ми. Потребители рассматриваются как активные участники рыночных отношений, которые могли бы быть вовлечены в процессы развития конкуренции на региональных рынках. Использованы результаты монито-ринга удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках региона и состояния ценовой конкуренции в Нижегородской области. Исследование проведено кафедрой социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с центром иссле-дования социальных систем ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НИЦ ЭОН в рамках договора о сотрудничестве между Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского и Министерством экономи-ческого развития и конкуренции Нижегородской области. Выборочная совокупность составила 3000 респон-дентов; было также опрошено 986 предпринимателей, ведущих бизнес в Нижегородской области. |
1 . Радаев В.В. Атомизированные действия и социальные связи: основы конкуренции в российской розничной торговле // Мир России. 2009. Т. 18. № 2. С. 50-88. 2 . Уайт Х. Рынки и фирмы: размышления о перспективах экономической социологии / Пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 5. С. 33-49. 3 . Ивашиненко Н.Н. Изучение процессов конкуренции: анализ сетей взаимодействия предприятий // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 4. С. 54-66. 4 . Радаев В.В. Что такое конкуренция // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 16-25. 5 . Варызгина А.А., Патокина Н.Н., Теодорович М.Л. Стандарт развития конкуренции - новый политико-управленческий механизм регулирования социального неравенства // Материалы VI Международной научной конференции «Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления». Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 222-226. 6 . Патокина Н.Н., Теодорович М.Л. Стандарт развития конкуренции на региональном уровне: потенциал снижения социального неравенства // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. В 2 т. Т. 1. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. С. 86-87. 7 . Теодорович М.Л., Окшин В.В. Социально-ориентированная конкурентная политика // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2017. № 4(48). С. 98-109. 8 . Распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2015 г. № 1738-р «О стандарте развития конкуренции в субъектах РФ». URL: https://base.garant. ru/71179344 (дата обращения: 27.11.2019). 9 . Куликова А.В. Удовлетворенность потребите-лей состоянием конкурентной среды в Нижегородской области // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2016. № 3. С. 96-102. |