Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.4
Страницы
82-88
Ключевые слова
конкуренция, рынок, потребители, предприниматели, механизмы развития конкуренции, competition, market, customers, entrepreneurs, mechanisms for competition development

Авторы
Куликова А.В.

Место работы
Куликова А.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Социологическое изучение конкуренции - сравнительно новое направление исследований. Важным эта-пом в развитии изучения процессов конкуренции стала разработка социально ориентированной конкурент-ной политики, основные принципы которой отражены в Стандарте развития конкуренции в субъектах Рос-сийской Федерации. Ключевым моментом данного документа стало формулирование задачи по выявлению степени удовлетворенности потребителей ситуацией, сложившейся на товарных рынках и рынках услуг. Ак-туальность данной статьи состоит в том, что процессы конкуренции рассматриваются сквозь призму их вос-приятия потребителями. Анализируются механизмы развития конкурентной среды: инфраструктура регули-рования процессов конкуренции в регионе, представленная органами власти и общественными организация-ми. Потребители рассматриваются как активные участники рыночных отношений, которые могли бы быть вовлечены в процессы развития конкуренции на региональных рынках. Использованы результаты монито-ринга удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках региона и состояния ценовой конкуренции в Нижегородской области. Исследование проведено кафедрой социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с центром иссле-дования социальных систем ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НИЦ ЭОН в рамках договора о сотрудничестве между Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского и Министерством экономи-ческого развития и конкуренции Нижегородской области. Выборочная совокупность составила 3000 респон-дентов; было также опрошено 986 предпринимателей, ведущих бизнес в Нижегородской области.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Радаев В.В. Атомизированные действия и социальные связи: основы конкуренции в российской розничной торговле // Мир России. 2009. Т. 18. № 2. С. 50-88.
2 . Уайт Х. Рынки и фирмы: размышления о перспективах экономической социологии / Пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 5. С. 33-49.
3 . Ивашиненко Н.Н. Изучение процессов конкуренции: анализ сетей взаимодействия предприятий // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 4. С. 54-66.
4 . Радаев В.В. Что такое конкуренция // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 16-25.
5 . Варызгина А.А., Патокина Н.Н., Теодорович М.Л. Стандарт развития конкуренции - новый политико-управленческий механизм регулирования социального неравенства // Материалы VI Международной научной конференции «Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления». Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 222-226.
6 . Патокина Н.Н., Теодорович М.Л. Стандарт развития конкуренции на региональном уровне: потенциал снижения социального неравенства // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. В 2 т. Т. 1. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. С. 86-87.
7 . Теодорович М.Л., Окшин В.В. Социально-ориентированная конкурентная политика // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2017. № 4(48). С. 98-109.
8 . Распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2015 г. № 1738-р «О стандарте развития конкуренции в субъектах РФ». URL: https://base.garant. ru/71179344 (дата обращения: 27.11.2019).
9 . Куликова А.В. Удовлетворенность потребите-лей состоянием конкурентной среды в Нижегородской области // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2016. № 3. С. 96-102.