Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРСПЕКТИВА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378
Страницы
311-320
Ключевые слова
высшее образование, угрозы и вызовы, цифровизация, устойчивое развитие, предпринимательские умения, привлекательность высшего образования, higher education, threats and challenges, digitalization, sustainable development, entrepreneurial skills, attractiv

Авторы
Муравьева А.А.
Олейникова О.Н.
Викторова А.О.

Место работы
Муравьева А.А.
Национальный офис Erasmus+ в России

Олейникова О.Н.
Национальный офис Erasmus+ в России

Викторова А.О.
Национальный офис Erasmus+ в России


Аннотация
Проанализированы системные тренды развития высшего образования в мире в контексте современных вызовов. Осуществлено отнесение этих трендов к фреймам двух уровней (фреймы первого уровня соотносятся с факторами глобального развития; фреймы второго уровня - внутренние области развития высшего образования, обусловленные фреймами первого уровня). Выявлены общий консенсус относительно содержания фреймов первого уровня и диверсифицированные ответы на вызовы первого уровня в содержании фреймов второго уровня. В качестве системообразующих фреймов второго уровня выделены роль и место университетов в обществе, которые обусловлены фактором необходимости повышения привлекательности вузов в ситуации определенного обесценивания формальных дипломов, диверсификации и повышения эффективности методов обучения. Одним из ответов на этот вызов названо наращивание университетами своего предпринимательского потенциала и повышение их социокультурной роли в местном сообществе и в обществе в целом. Показано, что в ситуации серьезных и многообразных вызовов приобретает особое значение экспертный дискурс и обмен практиками, который нарастает в том числе и благодаря использованию информационных технологий. Цель исследования - проанализировать динамику развития и перспективы высшего образования, а также изменение его роли в современном обществе для подтверждения общности векторов развития систем высшего образования в мире, уточнения форм их актуализации. При проведении исследования использованы метод контент-анализа, сравнительно-аналитический метод, изучение международных докладов и публикаций, методы экспертной оценки, референтометрии, непосредственного наблюдения. Новизна исследования заключается в выявлении ряда новых вызовов для сферы высшего образования, связанных с его ролью в обеспечении устойчивого развития, с угрозами, которые несет в себе цифровизация, и в обобщении предложений экспертного сообщества по минимизации рисков. Материал статьи может быть включен в курсы и программы подготовки и повышения квалификации вузовских преподавателей и управленцев; использоваться при формировании стратегий и проектов в сфере образования, а также как стимул для проведения углубленных исследований выявленных фреймов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Трансформация образовательной парадигмы в условиях формирования «зеленой» экономики // Образование и наука. 2016. № 1(8). С. 23-37.
2 . Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года № 70/1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://undocs. org/ru/A/RES/70/1https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 17.06.2019).
3 . Baker S. Sustainable development. 2nd ed. London: Routledge, 2016. 450 р.
4 . Schultz W.P. The Structure of Environmental Concern: Concern for Self, Other People, and the Biosphere // Journal of Environmental Psychology. 2001. Vol. 21: Issue 4. P. 327-339. URL: https://doi.org/10. 1006/jevp.2001.0227 (дата обращения: 08.07.2019).
5 . Weybrecht G. From challenge to opportunity - Management education's crucial role in sustainability and the Sustainable Development Goals - An overview and framework // The International Journal of Management Education. 2017. № 15(2). P. 84-92. URL: https:// www. researchgate.net/publication/317636360 (дата обращения: 17.05.2019).
6 . Annan-Diab F., Molinari C. Interdisciplinarity: Practical approach to advancing education for sustainability and for the Sustainable Development Goals // The International Journal of Management Education. 2017. № 15(2). Part B. 73-83 (дата обращения: 12.05.2019).
7 . Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Недооцененная компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 16-20.
8 . Jukes I. et al. Understanding the Digital Generation: Teaching and Learning in the New Digital Generation. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2010. 174 p.
9 . Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 13-28.
10 . Olmos-Miguel??ez et al. Understanding mobile learning: Devices, pedagogical implications and research lines // TESI. 2013. Vol. 15(1). P. 20-42. URL: https:// www.researchgate.net/publication/283047826_Understanding_mobile_learning_Devices_pedagogical_implications_and_research_lines (дата обращения: 22.06.2019).
11 . Kop R., Fournier H. New dimensions to self-directed learning in an open networked learning environment // International Journal of Self-Directed Learning. 2010. № 7(2). P. 1-18.
12 . Talent Shortage Survey Results. Solving the Talent Shortage. Build, Buy, Borrow and Bridge // Сайт The Manpower Group, 2018. 12 p. URL: https://go.man powergroup.com/hubfs/TalentShortage%202018%20(Gl obal)%20Assets/PDFs/MG_TalentShortage2018_lo%206_25_18_FINAL.pdf (дата обращения: 07.07.2019).
13 . Wager J.J. The Future of the Academic Transcript - Do Employers Ask for Your Transcript? // Сайт credentialssolutions.net, 2018. URL: http://www.creden tialssolutions.net/newsroom/articles/2018/06/11/the-futu re-of-the-academic-transcript-do-employers-ask-for-you r-transcript (дата обращения: 10.07.2019).
14 . Inspiring Growth. CBI/PEARSON Education and Skills Survey. Pearson UK, London, 2015. 68 p. URL: https://www.pearson.com/content/dam/corporate/global/pearson-dot-com/files/press-releases/2015/CBI-Pearson-Skills-survey-FINAL.pdf (дата обращения: 15.06.2019).
15 . Lowden K. Employers’ perceptions of the employability skills of new graduates. University of Glasgow SCRE Centre and Edge Foundation, 2011. 42 p. URL: https://www.educationandemployers.org/wp-cont ent/uploads/2014/06/employability_skills_as_pdf_-_final _online_version.pdf (дата обращения: 18.06.2019).
16 . Dabbagh N., Kitsantas A. Personal Learning Environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning // The Internet and Higher Education. 2012. № 15(1). P. 3-8.
17 . Barret T., Cashman D. A Practitioner’s Guide to Enquiry and Problem-Based Learning. Dublin: UCD Teaching and Learning, 2010. 55 p.
18 . Bate E., Hommes J., Duvivier R., Taylor D. Problem-based learning (PBL): Getting the most out of your students - Their roles and responsibilities // In AMEE Guide. № 84. Medical Teacher. 2013. 36. P. 1-12.
19 . Entrepreneurial Mindset Index. URL: https:// www.ey.com/gl/en/about-us/corporate-responsibility/ey-empowering-our-people-strenghtening-our-communities-nfte (дата обращения: 11.05.2019).
20 . Lee J.S., Blackwell S., Drake J., Moran K.A. Taking a Leap of Faith: Redefining Teaching and Learning in Higher Education Through Project-Based Learning // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2014. Vol. 8: Iss. 2. P. 19-34. URL: https://docs. lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1426&context=ijpbl (дата обращения: 10.06.2019).
21 . De la Flor S., Belmonte A., Fabregat-Sanjuan A. Improving students’ engagement and performance through new e-learning tools in laboratory subjects in mechanical engineering // International Journal of Engineering Education. 2018. № 34 (4). Р. 1273-1284.
22 . Pintrich P.R. The role of goal orientation in self-regulated learning // Handbook of Self-Regulation / Ed. by M. Boekaerts, P.R. Pintrich, M. Zeidner. San Diego: Academic, 2000. P. 451-502.
23 . Puzziferro M. Online technologies self-efficacy and self-regulated learning as predictors of final grade and satisfaction in college-level online courses // American Journal of Distance Education. 2008. Vol. 22(2). P. 72-89.
24 . Raposo M., Do Pa?o A. Entrepreneurship education: Relationship between education and entrepreneurial activity // Psicothema 2011. Vol. 23. № 3. P. 453-457. URL: https://www.researchgate.net/publication/51507462_Entrep reneurship_education_Relationship_between_education_an d_entrepreneurial_activity (дата обращения: 10.07.2019).
25 . Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Аксенова Н.М. Многомерное пространство студентоцентрированного обучения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21. С. 92-99.
26 . Kitsantas A., Dabbagh N. Learning to Learn with Integrative Learning Technologies: A Practical Guide for Academic Success. Charlotte, N.C.: Information Age Publishing, 2010. 178 p.
27 . Dettori A., Caboni F., Giudicet E. Education and Sustainability: The Case of Emotions Park // Journal of Management and Sustainability. 2017. V. 7. № 4. P. 65-75.
28 . Huber L.R., Sloof R., Van Praag M. The Effect of Early Entrepreneurship Education: Evidence from a Randomized Field Experiment: Institute for the Study of Labor, 2012. IZA DP. № 6512. 32 p. URL: http://ftp.iza.org/dp6512.pdf (дата обращения: 18.06.2019).
29 . Gold T., Rodriguez S. Measuring Entrepreneurial Mindset in Youth: Learnings from NFTE’s Entrepreneurial Mindset Index. 2018. 47 p. URL: http://www. nfte.com/wp-content/uploads/2017/12/NFTE-Whitepaper-Measuring-Entrepreneurial-Mindset-in-Youth-Novembe r-2018.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
30 . The Innovative and Entrepreneurial University: Higher Education, Innovation & Entrepreneurship in Focus. Office of Innovation & Entrepreneurship Economic Development Administration. U.S. Department of Commerce. Washington: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014. 102 p.
31 . Ribeiro J., Dias A., Marques J. An Artificial Intelligence Case Based Approach to Motivational Students Assessment in (e)-learning environments // IC4E '19 Proceedings of the 10th International Conference on E-Education, E-Business, E-Management and E-Learning. ACM New York, NY, USA, 2019. P. 1-6.