ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРСПЕКТИВА |
научная статья | 378 | ||
311-320 | высшее образование, угрозы и вызовы, цифровизация, устойчивое развитие, предпринимательские умения, привлекательность высшего образования, higher education, threats and challenges, digitalization, sustainable development, entrepreneurial skills, attractiv |
Проанализированы системные тренды развития высшего образования в мире в контексте современных вызовов. Осуществлено отнесение этих трендов к фреймам двух уровней (фреймы первого уровня соотносятся с факторами глобального развития; фреймы второго уровня - внутренние области развития высшего образования, обусловленные фреймами первого уровня). Выявлены общий консенсус относительно содержания фреймов первого уровня и диверсифицированные ответы на вызовы первого уровня в содержании фреймов второго уровня. В качестве системообразующих фреймов второго уровня выделены роль и место университетов в обществе, которые обусловлены фактором необходимости повышения привлекательности вузов в ситуации определенного обесценивания формальных дипломов, диверсификации и повышения эффективности методов обучения. Одним из ответов на этот вызов названо наращивание университетами своего предпринимательского потенциала и повышение их социокультурной роли в местном сообществе и в обществе в целом. Показано, что в ситуации серьезных и многообразных вызовов приобретает особое значение экспертный дискурс и обмен практиками, который нарастает в том числе и благодаря использованию информационных технологий. Цель исследования - проанализировать динамику развития и перспективы высшего образования, а также изменение его роли в современном обществе для подтверждения общности векторов развития систем высшего образования в мире, уточнения форм их актуализации. При проведении исследования использованы метод контент-анализа, сравнительно-аналитический метод, изучение международных докладов и публикаций, методы экспертной оценки, референтометрии, непосредственного наблюдения. Новизна исследования заключается в выявлении ряда новых вызовов для сферы высшего образования, связанных с его ролью в обеспечении устойчивого развития, с угрозами, которые несет в себе цифровизация, и в обобщении предложений экспертного сообщества по минимизации рисков. Материал статьи может быть включен в курсы и программы подготовки и повышения квалификации вузовских преподавателей и управленцев; использоваться при формировании стратегий и проектов в сфере образования, а также как стимул для проведения углубленных исследований выявленных фреймов. |
![]() |
1 . Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Трансформация образовательной парадигмы в условиях формирования «зеленой» экономики // Образование и наука. 2016. № 1(8). С. 23-37. 2 . Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года № 70/1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://undocs. org/ru/A/RES/70/1https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 17.06.2019). 3 . Baker S. Sustainable development. 2nd ed. London: Routledge, 2016. 450 р. 4 . Schultz W.P. The Structure of Environmental Concern: Concern for Self, Other People, and the Biosphere // Journal of Environmental Psychology. 2001. Vol. 21: Issue 4. P. 327-339. URL: https://doi.org/10. 1006/jevp.2001.0227 (дата обращения: 08.07.2019). 5 . Weybrecht G. From challenge to opportunity - Management education's crucial role in sustainability and the Sustainable Development Goals - An overview and framework // The International Journal of Management Education. 2017. № 15(2). P. 84-92. URL: https:// www. researchgate.net/publication/317636360 (дата обращения: 17.05.2019). 6 . Annan-Diab F., Molinari C. Interdisciplinarity: Practical approach to advancing education for sustainability and for the Sustainable Development Goals // The International Journal of Management Education. 2017. № 15(2). Part B. 73-83 (дата обращения: 12.05.2019). 7 . Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Недооцененная компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 16-20. 8 . Jukes I. et al. Understanding the Digital Generation: Teaching and Learning in the New Digital Generation. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2010. 174 p. 9 . Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 13-28. 10 . Olmos-Miguel??ez et al. Understanding mobile learning: Devices, pedagogical implications and research lines // TESI. 2013. Vol. 15(1). P. 20-42. URL: https:// www.researchgate.net/publication/283047826_Understanding_mobile_learning_Devices_pedagogical_implications_and_research_lines (дата обращения: 22.06.2019). 11 . Kop R., Fournier H. New dimensions to self-directed learning in an open networked learning environment // International Journal of Self-Directed Learning. 2010. № 7(2). P. 1-18. 12 . Talent Shortage Survey Results. Solving the Talent Shortage. Build, Buy, Borrow and Bridge // Сайт The Manpower Group, 2018. 12 p. URL: https://go.man powergroup.com/hubfs/TalentShortage%202018%20(Gl obal)%20Assets/PDFs/MG_TalentShortage2018_lo%206_25_18_FINAL.pdf (дата обращения: 07.07.2019). 13 . Wager J.J. The Future of the Academic Transcript - Do Employers Ask for Your Transcript? // Сайт credentialssolutions.net, 2018. URL: http://www.creden tialssolutions.net/newsroom/articles/2018/06/11/the-futu re-of-the-academic-transcript-do-employers-ask-for-you r-transcript (дата обращения: 10.07.2019). 14 . Inspiring Growth. CBI/PEARSON Education and Skills Survey. Pearson UK, London, 2015. 68 p. URL: https://www.pearson.com/content/dam/corporate/global/pearson-dot-com/files/press-releases/2015/CBI-Pearson-Skills-survey-FINAL.pdf (дата обращения: 15.06.2019). 15 . Lowden K. Employers’ perceptions of the employability skills of new graduates. University of Glasgow SCRE Centre and Edge Foundation, 2011. 42 p. URL: https://www.educationandemployers.org/wp-cont ent/uploads/2014/06/employability_skills_as_pdf_-_final _online_version.pdf (дата обращения: 18.06.2019). 16 . Dabbagh N., Kitsantas A. Personal Learning Environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning // The Internet and Higher Education. 2012. № 15(1). P. 3-8. 17 . Barret T., Cashman D. A Practitioner’s Guide to Enquiry and Problem-Based Learning. Dublin: UCD Teaching and Learning, 2010. 55 p. 18 . Bate E., Hommes J., Duvivier R., Taylor D. Problem-based learning (PBL): Getting the most out of your students - Their roles and responsibilities // In AMEE Guide. № 84. Medical Teacher. 2013. 36. P. 1-12. 19 . Entrepreneurial Mindset Index. URL: https:// www.ey.com/gl/en/about-us/corporate-responsibility/ey-empowering-our-people-strenghtening-our-communities-nfte (дата обращения: 11.05.2019). 20 . Lee J.S., Blackwell S., Drake J., Moran K.A. Taking a Leap of Faith: Redefining Teaching and Learning in Higher Education Through Project-Based Learning // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2014. Vol. 8: Iss. 2. P. 19-34. URL: https://docs. lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1426&context=ijpbl (дата обращения: 10.06.2019). 21 . De la Flor S., Belmonte A., Fabregat-Sanjuan A. Improving students’ engagement and performance through new e-learning tools in laboratory subjects in mechanical engineering // International Journal of Engineering Education. 2018. № 34 (4). Р. 1273-1284. 22 . Pintrich P.R. The role of goal orientation in self-regulated learning // Handbook of Self-Regulation / Ed. by M. Boekaerts, P.R. Pintrich, M. Zeidner. San Diego: Academic, 2000. P. 451-502. 23 . Puzziferro M. Online technologies self-efficacy and self-regulated learning as predictors of final grade and satisfaction in college-level online courses // American Journal of Distance Education. 2008. Vol. 22(2). P. 72-89. 24 . Raposo M., Do Pa?o A. Entrepreneurship education: Relationship between education and entrepreneurial activity // Psicothema 2011. Vol. 23. № 3. P. 453-457. URL: https://www.researchgate.net/publication/51507462_Entrep reneurship_education_Relationship_between_education_an d_entrepreneurial_activity (дата обращения: 10.07.2019). 25 . Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Аксенова Н.М. Многомерное пространство студентоцентрированного обучения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21. С. 92-99. 26 . Kitsantas A., Dabbagh N. Learning to Learn with Integrative Learning Technologies: A Practical Guide for Academic Success. Charlotte, N.C.: Information Age Publishing, 2010. 178 p. 27 . Dettori A., Caboni F., Giudicet E. Education and Sustainability: The Case of Emotions Park // Journal of Management and Sustainability. 2017. V. 7. № 4. P. 65-75. 28 . Huber L.R., Sloof R., Van Praag M. The Effect of Early Entrepreneurship Education: Evidence from a Randomized Field Experiment: Institute for the Study of Labor, 2012. IZA DP. № 6512. 32 p. URL: http://ftp.iza.org/dp6512.pdf (дата обращения: 18.06.2019). 29 . Gold T., Rodriguez S. Measuring Entrepreneurial Mindset in Youth: Learnings from NFTE’s Entrepreneurial Mindset Index. 2018. 47 p. URL: http://www. nfte.com/wp-content/uploads/2017/12/NFTE-Whitepaper-Measuring-Entrepreneurial-Mindset-in-Youth-Novembe r-2018.pdf (дата обращения: 11.06.2019). 30 . The Innovative and Entrepreneurial University: Higher Education, Innovation & Entrepreneurship in Focus. Office of Innovation & Entrepreneurship Economic Development Administration. U.S. Department of Commerce. Washington: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014. 102 p. 31 . Ribeiro J., Dias A., Marques J. An Artificial Intelligence Case Based Approach to Motivational Students Assessment in (e)-learning environments // IC4E '19 Proceedings of the 10th International Conference on E-Education, E-Business, E-Management and E-Learning. ACM New York, NY, USA, 2019. P. 1-6. |