Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЕВРОСОЮЗА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.2
Страницы
285-290
Ключевые слова
интернационализация образования, инженерное образование, магистратура, межкультурная коммуникация, культурная политика, Евросоюз, internationalization of education, engineering education, master, ’s degree curriculum, intercultural communication, cultural

Авторы
Зиятдинова Ю.Н.
Валеева Э.Э.

Место работы
Зиятдинова Ю.Н.
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Валеева Э.Э.
Казанский национальный исследовательский технологический университет


Аннотация
Проведен анализ вопросов развития высшего образования, особенно инженерного, в условиях глобализации с акцентом на внутреннюю интернационализацию, подразумевающую включение международного измерения в содержание преподаваемых дисциплин. Международное измерение рассматривается сквозь призму отношений России со странами Европейского союза. Обоснована актуальность сотрудничества между странами в сфере промышленного производства и современных технологий, а следовательно, подготовки студентов уровня магистратуры технического вуза к коммуникации с европейскими партнерами в сфере будущей профессиональной деятельности. Выявлены особенности культуры Евросоюза, которые являются движущей силой создания инноваций и развития творческой деятельности и знакомство с которыми способствует развитию межкультурных компетенций студентов. На основе проанализированной литературы о культурной политике Евросоюза разработаны и апробированы методические материалы для занятий со студентами. Выявлено, что изучение культур Евросоюза в рамках дисциплин гуманитарного цикла способствует развитию у магистрантов технического вуза межкультурных компетенций для осуществления профессиональной коммуникации с зарубежными партнерами. Поставлены задачи дальнейшего изучения вопросов культурного многообразия и единства в странах Евросоюза для совершенствования преподаваемых дисциплин в рамках учебных планов магистратуры российского технического вуза.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 13-28.
2 . Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н. Преподаватели и студенты как субъекты интернационализации образования // Социологические исследования. 2017. № 3 (395). С. 64-69.
3 . Муртазина Л.Г., Зиятдинова Ю.Н. Академическая мобильность как фактор развития международного сотрудничества исследовательского университета // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 19. С. 269-272.
4 . Зиятдинова Ю.Н., Осипов П.Н., Безруков А.Н. и др. Интернационализация инженерного образования. Российский вариант: Монография. Казань: КНИТУ, 2015. 256 с.
5 . Зиятдинова Ю.Н., Безруков А.Н. Интернационализация инженерного образования // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 21-23.
6 . Олейникова О.Н., Горылев А.И. Некоторые теоретические особенности систематизации международных совместных образовательных программ // Казанский педагогический журнал. 2018. № 3 (128). С. 7-13.
7 . Муравьева А.А., Горылев А.И. Международные совместные образовательные программы как инструмент интернационализации высшего образования // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3 (84). С. 310-319.
8 . Безруков А.Н., Осипов П.Н. Особенности стандартизации профессионального образования в России, США и странах Европы // Управление устойчивым развитием. 2017. № 1 (08). С. 104-113.
9 . Горылев А.И., Кузнецова С.Н. Совместные образовательные программы как инструмент интернационализации (на примере юридического факультета Университета Лобачевского) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 150-155.
10 . Leask B. Using formal and informal curricula to improve interactions between home and international students // Journal of Studies in International Education. 2009. 13 (2). Р. 205-221.
11 . Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Викторова А.О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 3. С. 126-135.
12 . Валеева Э.Э. Профессионально-ориентирова-нная иноязычная подготовка магистрантов инженерного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 196.
13 . Bezrukov A. Flexible learning model for computer-aided technical translation // 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013 (Kazan, 25-27 September 2013). Kazan: IEEE Computer Society, 2013. Р. 673-675.
14 . Синагатуллин И.М. Английский язык как глобальный феномен и его влияние на вопросы образования // Педагогика. 2013. № 7. С. 90-96.
15 . Grindheim J.E., Lohndal T. Lost in Translation? European Integration and Language Diversity // Perspectives on European Politics and Society. 2008. Vol. 9. № 4. P. 451-465.
16 . Makeeva E., Lopukhova Yu. Cross-cultural communication course as a form of internationalisation at home within Russian higher education institutions // Society. Integration. Education (R?zekne, 25-26 may 2018, Rezekne Academy of Technologies). 2018. С. 361-372.
17 . Табаринцева-Романова К.М. Культурная политика ЕС: основные направления и этапы становления // Европейский Союз: факты и комментарии. 2017. № 88-89. С. 54-61.
18 . Олейникова О.Н. Интеграционные процессы в сфере высшего образования в Европе // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 11 (30). С. 41-46.
19 . Зиятдинова Ю.Н., Валеева Э.Э. Изучение опыта Евросоюза на занятиях по иностранному языку в магистратуре технического вуза // Вестник ВЭГУ. 2017. № 6 (92). С. 38-45.
20 . Зиятдинова Ю.Н., Валеева Э.Э. Развитие навыков межкультурной бизнес-коммуникации между Россией и странами Евросоюза в инженерном образовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-2 (78). С. 206-209.
21 . Khusainova G.R., Gazizulina L.R. The study of national idea through the key cultural concepts // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 443-444.
22 . Gazizulina L.R., Khusainova G.R. Сoncept of violence in Russian and tatar lingua-cultures // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 347-348.
23 . A New European Agenda for Culture. URL: https://ec.europa.eu/culture/sites/culture/files/commission_communication_-_a_new_european_agenda_for_cul ture_2018.pdf (дата обращения: 08.09.2019).
24 . L?fstr?m N. A model explaining European cultural differences. URL: https://futurelabeurope.eu/ 2013/06/06/a-model-explaining-european-cultural-diffe rences/ (дата обращения: 08.09.2019).
25 . Hofstede G. Cultural differences in teaching and learning // International Journal of Intercultural Relations. 1986. № 10 (3). Р. 301-320.
26 . Eua’s response to the renewed eu agenda for higher education. URL: https://eua.eu/downloads/publi cations/euas%20response%20to%20the%20renewed%2 0eu%20agenda%20for%20higher%20education.pdf (дата обращения: 08.09.2019).
27 . Corporate Social Responsibility. URL: https://ec. europa.eu/growth/industry/corporate-social-responsibility_ en (дата обращения: 08.09.2019).