ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЕВРОСОЮЗА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ |
научная статья | 378.2 | ||
285-290 | интернационализация образования, инженерное образование, магистратура, межкультурная коммуникация, культурная политика, Евросоюз, internationalization of education, engineering education, master, ’s degree curriculum, intercultural communication, cultural |
Проведен анализ вопросов развития высшего образования, особенно инженерного, в условиях глобализации с акцентом на внутреннюю интернационализацию, подразумевающую включение международного измерения в содержание преподаваемых дисциплин. Международное измерение рассматривается сквозь призму отношений России со странами Европейского союза. Обоснована актуальность сотрудничества между странами в сфере промышленного производства и современных технологий, а следовательно, подготовки студентов уровня магистратуры технического вуза к коммуникации с европейскими партнерами в сфере будущей профессиональной деятельности. Выявлены особенности культуры Евросоюза, которые являются движущей силой создания инноваций и развития творческой деятельности и знакомство с которыми способствует развитию межкультурных компетенций студентов. На основе проанализированной литературы о культурной политике Евросоюза разработаны и апробированы методические материалы для занятий со студентами. Выявлено, что изучение культур Евросоюза в рамках дисциплин гуманитарного цикла способствует развитию у магистрантов технического вуза межкультурных компетенций для осуществления профессиональной коммуникации с зарубежными партнерами. Поставлены задачи дальнейшего изучения вопросов культурного многообразия и единства в странах Евросоюза для совершенствования преподаваемых дисциплин в рамках учебных планов магистратуры российского технического вуза. |
![]() |
1 . Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 13-28. 2 . Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н. Преподаватели и студенты как субъекты интернационализации образования // Социологические исследования. 2017. № 3 (395). С. 64-69. 3 . Муртазина Л.Г., Зиятдинова Ю.Н. Академическая мобильность как фактор развития международного сотрудничества исследовательского университета // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 19. С. 269-272. 4 . Зиятдинова Ю.Н., Осипов П.Н., Безруков А.Н. и др. Интернационализация инженерного образования. Российский вариант: Монография. Казань: КНИТУ, 2015. 256 с. 5 . Зиятдинова Ю.Н., Безруков А.Н. Интернационализация инженерного образования // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 21-23. 6 . Олейникова О.Н., Горылев А.И. Некоторые теоретические особенности систематизации международных совместных образовательных программ // Казанский педагогический журнал. 2018. № 3 (128). С. 7-13. 7 . Муравьева А.А., Горылев А.И. Международные совместные образовательные программы как инструмент интернационализации высшего образования // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3 (84). С. 310-319. 8 . Безруков А.Н., Осипов П.Н. Особенности стандартизации профессионального образования в России, США и странах Европы // Управление устойчивым развитием. 2017. № 1 (08). С. 104-113. 9 . Горылев А.И., Кузнецова С.Н. Совместные образовательные программы как инструмент интернационализации (на примере юридического факультета Университета Лобачевского) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 150-155. 10 . Leask B. Using formal and informal curricula to improve interactions between home and international students // Journal of Studies in International Education. 2009. 13 (2). Р. 205-221. 11 . Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Викторова А.О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 3. С. 126-135. 12 . Валеева Э.Э. Профессионально-ориентирова-нная иноязычная подготовка магистрантов инженерного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 196. 13 . Bezrukov A. Flexible learning model for computer-aided technical translation // 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013 (Kazan, 25-27 September 2013). Kazan: IEEE Computer Society, 2013. Р. 673-675. 14 . Синагатуллин И.М. Английский язык как глобальный феномен и его влияние на вопросы образования // Педагогика. 2013. № 7. С. 90-96. 15 . Grindheim J.E., Lohndal T. Lost in Translation? European Integration and Language Diversity // Perspectives on European Politics and Society. 2008. Vol. 9. № 4. P. 451-465. 16 . Makeeva E., Lopukhova Yu. Cross-cultural communication course as a form of internationalisation at home within Russian higher education institutions // Society. Integration. Education (R?zekne, 25-26 may 2018, Rezekne Academy of Technologies). 2018. С. 361-372. 17 . Табаринцева-Романова К.М. Культурная политика ЕС: основные направления и этапы становления // Европейский Союз: факты и комментарии. 2017. № 88-89. С. 54-61. 18 . Олейникова О.Н. Интеграционные процессы в сфере высшего образования в Европе // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 11 (30). С. 41-46. 19 . Зиятдинова Ю.Н., Валеева Э.Э. Изучение опыта Евросоюза на занятиях по иностранному языку в магистратуре технического вуза // Вестник ВЭГУ. 2017. № 6 (92). С. 38-45. 20 . Зиятдинова Ю.Н., Валеева Э.Э. Развитие навыков межкультурной бизнес-коммуникации между Россией и странами Евросоюза в инженерном образовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-2 (78). С. 206-209. 21 . Khusainova G.R., Gazizulina L.R. The study of national idea through the key cultural concepts // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 443-444. 22 . Gazizulina L.R., Khusainova G.R. Сoncept of violence in Russian and tatar lingua-cultures // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 347-348. 23 . A New European Agenda for Culture. URL: https://ec.europa.eu/culture/sites/culture/files/commission_communication_-_a_new_european_agenda_for_cul ture_2018.pdf (дата обращения: 08.09.2019). 24 . L?fstr?m N. A model explaining European cultural differences. URL: https://futurelabeurope.eu/ 2013/06/06/a-model-explaining-european-cultural-diffe rences/ (дата обращения: 08.09.2019). 25 . Hofstede G. Cultural differences in teaching and learning // International Journal of Intercultural Relations. 1986. № 10 (3). Р. 301-320. 26 . Eua’s response to the renewed eu agenda for higher education. URL: https://eua.eu/downloads/publi cations/euas%20response%20to%20the%20renewed%2 0eu%20agenda%20for%20higher%20education.pdf (дата обращения: 08.09.2019). 27 . Corporate Social Responsibility. URL: https://ec. europa.eu/growth/industry/corporate-social-responsibility_ en (дата обращения: 08.09.2019). |