РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
научная статья | 378 | ||
270-274 | интернационализация, медицинский академический дискурс, третий цикл образования, коммуникативная компетенция, internationalization, medical academic discourse, third cycle of education, communication competence |
Интернационализация медицинского образования заявлена как приоритетное направление реформирования подготовки аспирантов к академической деятельности. В современных условиях ведение научно-педагогической деятельности в мировом научном сообществе не может происходить без адекватной коммуникативной компетенции и стоящей за ней иноязычной подготовки исследователя. Для реализации закрепленного в нормативных документах плана интернационализации медицинского образования в СЗГМУ имени И.И. Мечникова был разработан и внедрен специальный курс, охватывающий четыре аспекта участия в академическом дискурсе в условиях межкультурной коммуникации. Отличительными чертами данного курса являются интеграция зарекомендовавших себя европейских педагогических практик, ориентированность его результата на требования потенциальных работодателей внутреннего и внешнего рынков, стимулирование будущих выпускников аспирантуры к интернациональной академической деятельности, учет ожиданий всех участников курса при его проектировании. Апробация курса в рамках дисциплины «Иностранный язык» показала позитивные изменения у обучающихся в уровне владения иностранным (английским) языком, уровне владения устной и письменной коммуникативной компетенцией в рамках академического дискурса, уровне подготовленности аспирантов к ведению педагогической деятельности на иностранном языке. Все обозначенные аспекты соответствуют общеевропейскому тренду непрерывного обучения и способствуют интернационализации и модернизации российского медицинского образования. |
1 . Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 30.06.01 Фундаментальная медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации): Приказ Минобрнауки России № 1198 от 03.09.2014. Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 25.08.2019). 2 . Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации): Приказ Минобрнауки России № 1200 от 03.09.2014. Режим доступа: http://www.consul tant.ru (дата обращения: 20.08.2019). 3 . Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6). Режим доступа: https://www. consultant.ru/ (дата обращения: 20.08.2019). 4 . Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.». Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.08.2019). 5 . Мироненко Е.С. Преподавание иностранного языка в аспирантуре в новых образовательных условиях: проблемы и перспективы // Вопросы территориального развития. 2016. № 2 (32). Режим доступа: http://vtr.isert-ran.ru/article/1824 (дата обращения: 25.08.2019). 6 . Воздвиженская А.В., Ольховик Н.Г. Способы формирования коммуникативной компетенции специалиста в области медицины на современном этапе // Евразийское научное объединение. 2018. № 11-4 (45). С. 278-279. 7 . Ольховик Н.Г., Липатова Е.Г., Воздвиженская А.В. Методологические основы формирования коммуникативных навыков аспирантов медицинских вузов // Современные наукоёмкие технологии. 2019. № 7. С. 200-204. 8 . Poulton T., Conradi E., Kavia S., Round J., Hilton S. The replacement of ‘paper’ cases by interactive online virtual patients in problem-based learning // Medical Teacher. 2009. № 31. P. 752-758. 9 . Frankel R.M., Stein T. Getting the most out of the clinical encounter: The Four Habit Model // The Permanente Journal. 1999. Vol. 3. № 3. P. 79-88. 10 . Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник ВГУ. 2018. № 3. С. 13-29. |