ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
научная статья | 378.016 | ||
263-269 | академическая мобильность, межкультурная коммуникация, культурный шок, межкультурный учебный модуль, academic mobility, cross-cultural communication, cultural shock, cross-cultural module |
Рассматриваются проблемы межкультурной коммуникации между Россией и Европой в контексте развития академической мобильности. Описываются тенденции в сфере академической мобильности, приводятся актуальные статистические данные, дается характеристика понятия «академическая мобильность». Проблемы межкультурной коммуникации рассматриваются как фактор, препятствующий развитию академической мобильности студентов. Анализируется понятие культурного шока, дается характеристика стадий состояния культурного шока. Приводятся результаты исследования стереотипизации сознания российских и немецких студентов, проведенного на базе Пензенского государственного университета (Россия) и Европейского университета Фленсбург (Германия). Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются участники программ академической мобильности в процессе коммуникации в иной лингвокультурной среде. Предлагается методическое решение проблемы подготовки участников программ академической мобильности к успешной межкультурной коммуникации посредством введения межкультурного модуля в дисциплину «Иностранный язык» для всех учебных планов вузов разных направлений подготовки. Дается описание тематического плана межкультурного модуля с перечислением целей и результатов обучения. Раскрываются специфические методы и приемы работы на занятиях в рамках данного модуля. |
![]() |
1 . Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 года). Режим доступа: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/reco mendations/Council _Europe_1995 (дата обращения: 25.07.2019). 2 . Глоссарий терминов Болонского процесса. Режим доступа: http://www.tempus-russia.ru/bologna-rus/Bologna_glos.pdf (дата обращения: 25.07.2019). 3 . Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Состояние, тенденции и проблемы академической мобильности в Европейском пространстве высшего образования: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 162 с. 4 . Skinner M. Student Mobility in the European Higher Education Area (EHEA). Режим доступа: https://wenr.wes.org/2018/12/student-mobility-in-the-eu ropean-higher-education-area-ehea (дата обращения: 20.07.2019). 5 . Potapova E., Trines S. (Ed.) Education in the Russian Federation // WENR. New York, 2017. Режим доступа: https://wenr.wes.org/2017/06/education-in-the-russian-federation (дата обращения: 20.07.2019). 6 . Eurostudent VI. Overview and selected findings. Режим доступа: https://www.eurostudent.eu/download _files/documents/EUROSTUDENT_VI_short_report.pdf (дата обращения: 20.07.2019). 7 . Wagner W. Kulturschock Deutschland. Hamburg: Rotbuch, 1996. 160 s. 8 . Стернин И.А. Модели описания коммуникативного поведения. Воронеж: Гарант, 2015. 52 с. 9 . Ольховик Н.Г., Липатова Е.Г. Интегрированная методика формирования коммуникативных навыков будущего преподавателя-исследователя // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 3-2. С. 289-293. 10 . Gaidosch U. Interkulturelles Kompetenzund Konflikttraining f?r den Beruf. (IKK): Handout zum Grundlagenseminar. M?nchen: Berufliche Fortbildungszentren der Bayerischen Beruflichen Fortbildungszentren der Bayerischen Beruflichen Fortbildungszentren der Bayerischen Wirtschaft, 2002. 65 s. |