ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ |
научная статья | 335.237 | ||
250-256 | иностранные студенты, преемственность в обучении, тьюторские компетенции, условия успешности, foreign students, continuity of study, tutor competencies, conditions for success |
Рассмотрены проблемные организационно-методические аспекты обучения иностранных студентов на основных факультетах российских вузов. Особое внимание уделено личностным и педагогическим проблемам успешной включенности в процесс обучения. Выявлены противоречия и факторы, затрудняющие обучение в новых образовательных условиях и культурном пространстве. Показано, что развитие коммуникативной компетенции в учебном общении обеспечит не только повышение уровня образовательных достижений по выбранному направлению, но и сформирует позитивное отношение к стране пребывания. Подтверждено наличие двух укрупненных групп факторов, влияющих на включенность в образовательный процесс и социализацию в новом коллективе. К группе внутренних отнесены субъективные, психологические факторы, к группе внешних - объективные, организационно-педагогические факторы. Обоснован наиболее целесообразный вариант взаимодействий между преподавателем и студентом - субъект-субъектные отношения. Показано, что педагогическая парадигма сегодняшнего времени, выражающая идеи социума в формуле «научить учиться», сообразуется с идеями тьюторства. Приведены результаты опросов студентов для обобщения положительного опыта и негативных моментов в педагогических формах, культурных проявлениях взаимоотношений - как внутри студенческих групп, так и с преподавательским составом. Сформулированы практико-ориентированные рекомендации участникам образовательного процесса с целью повышения его эффективности и результативности. |
![]() |
1 . Ременцов А.Н., Казанцева А.А. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов // Альма матер. 2011. № 7. С. 10-14. 2 . Блинова Т.А., Новиков А.В., Руднова Н.Н. Особенности преподавания информатики на русском языке как иностранном в информационном обществе для стран со слабым информационным уровнем в области алгоритмизации и программирования // Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. М., 2010. Т. 1. С. 38-46. 3 . Кузнецова Т.Е., Перфилова И.Л., Соколова Т.В., Перфилова С.В., Юмашева Л.В. Особенности обучения китайских студентов в вузах РФ // Подготовка иностранных абитуриентов в вузы Российской Федерации. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010. С. 236-238. 4 . Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЭРСЭ, 2002. 480 с. 5 . Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Перспектива, 2002 6 . Линник Е.О. Сущностная характеристика понятия «субъект-субъектное взаимодействие»: психолого-педагогический аспект // Инновационные образовательные технологии. 2013. № 4 (36). С. 48-54. 7 . Ковалёва Т.М., Кобыща Е.И., Попова С. и др. Профессия «Тьютор». Тверь: СФК - офис, 2012. 246 с. 8 . Эрштейн Л.Б. Тьюторинг как метод обучения // Организация продаж страховых продуктов. 2006. № 6. 9 . Покладок Е.Б. Практика разработки и реализации образовательных программ вузов Франции в условиях Болонского процесса: Учебное пособие. М.: Исслед. центр проблем качества и подготовки специалистов, 2010. 56 с. |