Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
371
Страницы
209-219
Ключевые слова
удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью, качество образования, ценностные ориентиры профессиональной деятельности, престиж профессии, профессиональное развитие, кадровый потенциал, результаты педагогической деятельности, satisfaction of

Авторы
Шефер И.В.
Садретдинова М.В.

Место работы
Шефер И.В.
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Садретдинова М.В.
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Аннотация
Совершенствование качества образования предполагает развитие кадрового потенциала, достижение высокого профессионального уровня работников образования. Мотивация педагогов на непрерывное профессиональное развитие, результативность их деятельности во многом зависят от удовлетворенности трудом. Изучение удовлетворенности позволит выявить области основных проблем профессиональной деятельности педагога. На основании данных мониторингового исследования «Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью», проводимого на территории Кемеровской области в 2019 году, авторы анализируют восприятие педагогами своей профессии, их отношение к собственной профессиональной деятельности, удовлетворенность различными составляющими труда. В статье определена удовлетворенность профессиональной деятельностью как соотношение ожиданий, потребностей, запросов педагогов и их исполненности относительно условий и процесса профессиональной деятельности, рассмотрены ценностные ориентиры и представления о результатах профессиональной деятельности, престиже профессии. На основании данных, полученных в результате анкетирования педагогических работников региона, выявлены некоторые закономерности при сравнительной характеристике мнений респондентов о профессиональной деятельности по территориальной принадлежности, типу образовательной организации, возрастной группе, уровню образования, педагогической нагрузке. Рассмотрена удовлетворенность как эмоциональное оценочное представление о профессиональной деятельности. Объективная информация об удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью дает возможность принимать обоснованные управленческие решения и получать своевременную обратную связь в отношении уже реализуемых мер.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Протокол «Национальный проект «Образование»: утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. № 10 // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 12.09.2019).
2 . Приказ «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 12.09.2019).
3 . Приказ «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305809/ (дата обращения: 12.09.2019).
4 . Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: Высшая школа экономики, 2018. 106 с. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/ 1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
5 . Ильясов Ф.Н. Методологические и методические проблемы изучения удовлетворенности трудом: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1985. 28 с.
6 . Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: МААН, 1993. 172 с.
7 . Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований // Советская социология. Т. 2. М.: Наука, 1982. С. 118-129.
8 . Берзин Б.Ю., Мальцев А.В. Учитель: удовлетворенность профессией и социально-психологичес-кое самочувствие // Социальная философия и социология. 2016. № 7. URL: https://docplayer.ru/29605599-Uchitel-udovletvorennost-professiey-i-socialno-psiholo gicheskoe-samochuvstvie.html (дата обращения: 12.09.2019).
9 . Гордиенко В.Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2004. URL: http://www.dissercat.com/content/ udovletvorennost-professionalnoi-deyatelnostyu-kak-psi khologicheskii-kriterii-lichnostno-pro (дата обращения: 27.08.2018).
10 . Данзанов П.Г. Трансформация социального самочувствия учительства как критерий эффективности реформы школы // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2010. № 14. С. 155-160.
11 . Лысенко Ю.Н. Вопросы влияния организационно-психологического климата на эффективность трудовой деятельности // Вестник СГТУ. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-vliyaniy a-organizatsionno-psihologicheskogo-klimata-na-effekti vnost-trudovoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.09.2019).
12 . Ефимова Г.З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 6 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prestizha-pedagogicheskoy-professii-v-rossii-i-mire-eko nomicheskiy-aspekt (дата обращения: 12.09.2019).
13 . Сиврикова Н.В., Черникова Е.Г., Соколова Н.А. Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологичес-кой адаптации учителей // Вестник НГПУ. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-zhiznyu-i-obrazovatelnym-protsessom-kak-prediktory-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-uchiteley (дата обращения: 12.09.2019).
14 . Финькевич Л.В. Удовлетворенность трудом как показатель психологического здоровья педагога // Дошкольное образование: история и современность: сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. А.Н. Касперович, Т.В. Поздеева, О.В. Леганькова и др.; под общ. ред. А.Н. Касперовича. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/4236 (дата обращения: 12.09.2019).
15 . Русских Л.В. Социальное самочувствие учителей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. Т. 15. № 2. С. 107-109.
16 . Анкудинов А.Б., Беляева М.Н., Лебедев О.В. Удовлетворенность работой и ее детерминанты: результаты статистического моделирования на панельных данных // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 75-83.
17 . Дубровина С.В., Дрейзин И.В. Взаимосвязь внутренних ресурсов личности и удовлетворенности качеством жизни у педагогов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 335-337.
18 . Какушкина М.А. Повышение качества человеческого капитала как ведущий фактор устойчивого развития общества // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/povyshenie-kachestva-chelovechesk ogo-kapitala-kak-veduschiy-faktor-ustoychivogo-razviti ya-obschestva (дата обращения: 12.09.2019).
19 . Хвостикова В.А. Удовлетворенность работой и субъективное благополучие сотрудника как фактор эффективности деятельности организации (на примере зарубежных исследований) // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 26-39.
20 . Чепкасов А.В., Красношлыкова О.Г., Шефер И.В., Садретдинова М.В. Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты исследования. 2018/19 учебный год. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2019. Вып. 3 (21). 137 с.
21 . Травников Г.Н. Ценностные ориентиры педагогической деятельности: методологический аспект // Гуманизация образования. 2009. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-pe dagogicheskoy-deyatelnosti-metodologicheskiy-aspekt (дата обращения: 12.09.2019).
22 . Скибина Я.В. Проблема индивидуализации обучения в современных условиях // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. № 123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-individualizatsii-obucheniya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 12.09.2019).
23 . Красношлыкова О.Г., Шефер И.В., Садретдинова М.В., Бородкина Е.В. Престиж профессии педагога как ресурс повышения удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестник Самарского государственного технического университета. 2018. № 4 (40). С. 98-110.
24 . Водинчар Е.А., Завьялова Е.Х. Взаимосвязь личностного потенциала и субъективной успешности профессиональной деятельности учителя // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2015. № 2 (26). С. 39-48.
25 . Ершова Н.В., Прямикова Е.В., Шапко И.В. Мониторинг социального и профессионального самочувствия педагогов: определение основных показателей // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2015. № 3. С. 16-26.