Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ИНКЛЮЗИЯ И ЭКСКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО КУЛЬТУРЫ


Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.344.6+811(800:101.8)
Страницы
175-181
Ключевые слова
инклюзия, педагоги, студенты, психологи, понятие инвалидности, категории инвалидов, психологическая инклюзия, inclusion, teachers, students, concept of disability, category of disabled people, psychological inclusion

Авторы
Арпентьева М.Р.
Худякова Т.Л.
Токарь О.В.
Шпаковская Е.Ю.
Степанова О.П.
Баженова Н.Г.

Место работы
Арпентьева М.Р.
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Худякова Т.Л.
Воронежский государственный педагогический университет

Токарь О.В.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Шпаковская Е.Ю.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Степанова О.П.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Баженова Н.Г.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова


Аннотация
Отмечается, что в начале инклюзивного движения сторонники полной инклюзии всего лишь «перередактировали» специальное образование; пытались противостоять оппонентам, используя инклюзивную реформу в качестве инструмента идеологического запугивания, а не инструмента развития. Иллюзия значимости инклюзии как единственного пути уважительного обращения с инвалидами поддерживалась различными промоутерами, отрицавшими реальность ради усеченно понятой нравственной справедливости и собственной прибыли. Пропаганда полной инклюзии началась с внешне нравственных предпосылок, однако закончилась контрдвижением, опирающимся на подтвержденную исследованиями консервативного толка идею избирательной инклюзии, базирующейся на индивидуальных потребностях конкретных учащихся. Доказывается, что необходимы сущностные изменения социальных представлений об инвалидности, формирование новых и реформирование старых смыслов отношений в обществе; что только на основе личного продуктивного и эффективного опыта отношений и преобразования этих отношений (на внутриличностном, межличностном, межгрупповом и т.д. уровнях) можно изменить представления о больных и здоровых людях, их «полезности» и отношениях, а также исследовательские подходы к инвалидизации и ее профилактике и преодолению.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Kassymova G.K., Tyumaseva Z.I., Valeeva G.V., Lavrinenko S.V., Arpentieva M.R., Kenzhaliyev B.K., Kosherbayeva A.N., Kosov A.V., Duvalina O.N. Integrative model of student and teacher stress coping: the correction of relations in educational, professional and personal interaction // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3 (379). P. 2-11.
2 . Kassymova G.К., Stepanova G.A., Stepanova O.P., Menshikov P.V., Arpentieva M.R., Merezhnikov A.P., Kunakovskaya L.A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information (NAUN). 2018. № 12. Р. 171-176.
3 . Kassymova G.К., Tokar O.V., Tashcheva A.I., Slepukhina G.V., Gridneva S.V., Bazhenova N.G., Shpakovskaya E.Yu., Arpentieva M.R. Impact of stress on creative human resources and psychological counseling in crises // International Journal of Education and Information. 2019. Vol. 13. P. 26-32.
4 . Winzer M.A. From Integration to Inclusion. Washington: Gallaudet University, 2009. 305 р.
5 . Stubbins J. The politics of disability // Attitudes toward persons with disabilities / Ed. H. Yuker. New York: Springer, 1988. 480 р.
6 . Финзен А. Психоз и стигма. М.: Алетейя, 2001. 216 с.
7 . Арпентьева М.Р. Дискурсы и практики квиринга в современных медиа // Современный дискурс-анализ. 2018. № 3 (20). Специальный выпуск журнала. Т. 1. С. 151-158.
8 . Арпентьева М.Р., Богомолова Е.А. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей: монография в форме эссе // Профессиональная библиотека работника социальной службы. 2016. № 12.
9 . Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11 (55). С. 149-162.
10 . Morant N. What is mental illness? What is mental illness? Social representations of mental illness among British and French mental health professionals // Papers on social representations. 1995.Vol. 4 (1). P. 41-52.
11 . Боровикова И.В. Нормоцентризм, социальная интеграция и социальная инклюзия инвалидов // Общество: философия, история, культура. 2016. № 2. С. 27-29.
12 . Роджерс К. Становление человека. М.: Универс, 1994. 480 с.
13 . Stepanova G.A., Tashcheva A.I., Markova T.A., Shpakovskaya E.U., Arpentieva M.R., Bazhenova N.G., Tokar O.V., Kirichkova M.E. Value-notional relations of people with persons with disabilities in additional and alternative education and in other inclusive social practices // International Journal of Education and Information. 2019. Vol. 13. Р. 41-48.
14 . Stepanova O.P., Gridneva S.V., Menshikov P.V., Kassymova G.К., Tokar O.V., Merezhnikov A.P., Arpentieva M.R. Value-motivational sphere and prospects of the deviant behavior // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. Р. 142-148.
15 . Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). М.: ГД РФ, 2012. 404 с.
16 . Минигалиева М.Р. Философские аспекты социальной работы: парадигмы и практики. Калуга: КГПУ, 2002. 106 с.
17 . Kassymova G.K., Arpentieva M.R., Kosherbayeva A.N., Triyono B.M., Sangilbayev O.S., Kenzhaliyev B.K. Science, education & cognitive competence based on e-learning // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. № 1. Р. 266-275.
18 . Arpentieva M.R., Kassymova K.G., Lavrinenko S.V., Tyumaseva Z.I., Valeeva G.V., Kenzhaliyev O.B., Triyono M.B., Duvalina O.N., Kosov A.V. Environmental education in the system of global and additional education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3 (379). P. 11-18.
19 . Stepanova G.A., Tashcheva A.I., Stepanova O.P., Kassymova G.К., Tokar O.V., Menshikov P.V., Arpentieva M.R. The problem of management and implementation of innovative models of network interaction in inclusive education of persons with disabilities // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. Р. 156-162.
20 . Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.