Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
154-158
Ключевые слова
социальная адаптация детей-мигрантов, дошкольное образование, школа, интеграция детей-мигрантов в российское общество, барьеры адаптации, social adaptation of migrant children, preschool education, school, integration of migrant children into Russian soci

Авторы
Мутаев У.К.

Место работы
Мутаев У.К.
Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова


Аннотация
Рассматриваются проблемы социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов в России. Обосновывается актуальность проблемы, предлагается общая объяснительная модель социальной адаптации детей-мигрантов. Многие мигранты пытаются наладить в России свою жизнь в долгосрочной перспективе, возможно, остаться здесь жить навсегда. И если взрослый человек осознает сложности и препятствия, возникающие на этом пути, то дети таким осознанием еще не обладают. Единственным эффективным инструментом социальной адаптации в принимающий социум в такой ситуации становятся российские институты образования. Раскрывается вопрос о доступности для детей-мигрантов дошкольного образования, сложностях, которые их там встречают, - как нехватка самих этих учреждений, так и преодоление ксенофобских настроений среди родителей и воспитателей, а также расширение возможностей влияния родителей на распорядок дня и питание своих детей. Раскрываются особенности социальной адаптации детей-мигрантов в российских школах, где они могут стать жертвами нарушения закона об образовании при зачислении в школу или оказаться в т.н. «мигрантской» школе, т.е. в заведомо сегрегированной среде. Предлагается общая характеристика проблемного поля, которое хотя и состоит из адаптационных барьеров для мигрантов, практически в равной степени актуально и для местного населения.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов // Вестник АГТУ. 2007. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-adapta tsiya-detey-migrantov (дата обращения: 09.04.2018).
2 . Мязина О.Ю., Дендебер И.А. Адаптация детей-мигрантов к образовательной среде школы // ИСОМ. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adap tatsiya-detey-migrantov-k-obrazovatelnoy-srede-shkoly (дата обращения: 09.04.2018).
3 . Прошкова З.В. Дошкольное образование как жизненный ресурс // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/doshkolnoe-obrazovanie-kak-zhiznennyy-resurs (дата обращения: 10.04.2018).
4 . Баярмагнай М. Особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimootnosheniy-pedagogov-i-roditeley-v-protsesse-adaptatsii-rebenka-iz-semi-migrantov-v-doshkolnom-uchrezhdenii (дата обращения: 09.04.2018).
5 . Базанов В.А. Институционально-демографи-ческие факторы формирования коммуникативного поведения мигрантов дошкольного и школьного возраста // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut sionalno-demograficheskie-faktory-formirovaniya-kom munikativnogo-povedeniya-migrantov-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.04.2018).
6 . Иващенко И. Учебная тревога. Почему детей мигрантов не пускают в российские школы / ИА «Фергана». URL: http://www.fergananews.com/ articles/9846 12.03.2018 (дата обращения: 07.04.2018).
7 . Касенова Н.Н., Кергилова Н.В., Егорычев А.М. Адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции в российское общество // Вестник НГПУ. 2017. № 6. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-inofonov-bilingvo v-i-migrantov-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-kak-us lovie-effektivnoy-integratsii-v-rossiyskoe (дата обраще-ния: 07.04.2018).
8 . Артемьева (Посадова) Н.В. К проблеме адаптации детей современных мигрантов к образовательной среде (на примере Удмуртской Республики) // Вестник ЧелГУ. 2014. № 22 (351). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-adap tatsii-detey-sovremennyh-migrantov-k-obrazovatelnoy-srede-na-primere-udmurtskoy-respubliki (дата обраще-ния: 10.04.2018).
9 . Игнатова О. Все в сад - с деньгами. Почему не для всех детей в России доступны дошкольные учреждения? // Российская газета - Столичный выпуск. № 7226. 2017. URL: https://rg.ru/2017/03/22/ pochemu-ne-dlia-vseh-detej-v-rossii-dostupny-doshkol nye-uchrezhdeniia.html (дата обращения: 09.04.2018).