ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО |
научная статья | 316 | ||
154-158 | социальная адаптация детей-мигрантов, дошкольное образование, школа, интеграция детей-мигрантов в российское общество, барьеры адаптации, social adaptation of migrant children, preschool education, school, integration of migrant children into Russian soci |
Рассматриваются проблемы социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов в России. Обосновывается актуальность проблемы, предлагается общая объяснительная модель социальной адаптации детей-мигрантов. Многие мигранты пытаются наладить в России свою жизнь в долгосрочной перспективе, возможно, остаться здесь жить навсегда. И если взрослый человек осознает сложности и препятствия, возникающие на этом пути, то дети таким осознанием еще не обладают. Единственным эффективным инструментом социальной адаптации в принимающий социум в такой ситуации становятся российские институты образования. Раскрывается вопрос о доступности для детей-мигрантов дошкольного образования, сложностях, которые их там встречают, - как нехватка самих этих учреждений, так и преодоление ксенофобских настроений среди родителей и воспитателей, а также расширение возможностей влияния родителей на распорядок дня и питание своих детей. Раскрываются особенности социальной адаптации детей-мигрантов в российских школах, где они могут стать жертвами нарушения закона об образовании при зачислении в школу или оказаться в т.н. «мигрантской» школе, т.е. в заведомо сегрегированной среде. Предлагается общая характеристика проблемного поля, которое хотя и состоит из адаптационных барьеров для мигрантов, практически в равной степени актуально и для местного населения. |
1 . Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов // Вестник АГТУ. 2007. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-adapta tsiya-detey-migrantov (дата обращения: 09.04.2018). 2 . Мязина О.Ю., Дендебер И.А. Адаптация детей-мигрантов к образовательной среде школы // ИСОМ. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adap tatsiya-detey-migrantov-k-obrazovatelnoy-srede-shkoly (дата обращения: 09.04.2018). 3 . Прошкова З.В. Дошкольное образование как жизненный ресурс // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/doshkolnoe-obrazovanie-kak-zhiznennyy-resurs (дата обращения: 10.04.2018). 4 . Баярмагнай М. Особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimootnosheniy-pedagogov-i-roditeley-v-protsesse-adaptatsii-rebenka-iz-semi-migrantov-v-doshkolnom-uchrezhdenii (дата обращения: 09.04.2018). 5 . Базанов В.А. Институционально-демографи-ческие факторы формирования коммуникативного поведения мигрантов дошкольного и школьного возраста // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut sionalno-demograficheskie-faktory-formirovaniya-kom munikativnogo-povedeniya-migrantov-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.04.2018). 6 . Иващенко И. Учебная тревога. Почему детей мигрантов не пускают в российские школы / ИА «Фергана». URL: http://www.fergananews.com/ articles/9846 12.03.2018 (дата обращения: 07.04.2018). 7 . Касенова Н.Н., Кергилова Н.В., Егорычев А.М. Адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции в российское общество // Вестник НГПУ. 2017. № 6. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-inofonov-bilingvo v-i-migrantov-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-kak-us lovie-effektivnoy-integratsii-v-rossiyskoe (дата обраще-ния: 07.04.2018). 8 . Артемьева (Посадова) Н.В. К проблеме адаптации детей современных мигрантов к образовательной среде (на примере Удмуртской Республики) // Вестник ЧелГУ. 2014. № 22 (351). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-adap tatsii-detey-sovremennyh-migrantov-k-obrazovatelnoy-srede-na-primere-udmurtskoy-respubliki (дата обраще-ния: 10.04.2018). 9 . Игнатова О. Все в сад - с деньгами. Почему не для всех детей в России доступны дошкольные учреждения? // Российская газета - Столичный выпуск. № 7226. 2017. URL: https://rg.ru/2017/03/22/ pochemu-ne-dlia-vseh-detej-v-rossii-dostupny-doshkol nye-uchrezhdeniia.html (дата обращения: 09.04.2018). |