ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ |
научная статья | 316.624 | ||
146-153 | молодежь, пропаганда, контрпропаганда, ценности, позитивный контент, визуальные материалы, комикс, постер, инфографика, youth, propaganda, counter-propaganda, values, positive content, visual materials, comic, poster, infographics |
Обозначаются особенности визуальных материалов, направленных на профилактику терроризма, экстремизма и иных негативных явлений. Сегодня не только террористические группы, но и в целом радикально настроенные течения (например, крайние националисты или НРД), ведут разностороннюю пропаганду в молодежной среде. Актуализируется необходимость использования современных технологий для распространения альтернативной информации среди молодежи, которая бы не «рекламировала» радикализм, агрессию, негативные проявления, а содержала позитивные ценности и «правильные» стратегии поведения для детей и молодежи. Анализируется опыт зарубежных и отечественных проектов по профилактике. Особое место уделяется визуальным материалам как эффективному инструменту идеологической работы и способу подачи информации для современной молодежи, отличающейся «клиповым мышлением», воспитанной и живущей в рамках «экранной культуры». Необходимо вести целенаправленную работу по созданию и распространению позитивного контента. Молодежное информационное поле нуждается в насыщении грамотно поданными визуальными материалами. В современной российской интернет-культуре имеется потенциал для создания контента для контрпропаганды, направленной против терроризма, экстремизма и агрессии. Например, издательство комиксов «Bubble Comics» и комикс-проект «РЕСПЕКТ 2.0» ориентированы на визуальные каналы восприятия информации и учитывают современные интересы молодежи. |
1 . Банда подростков избила отдыхающих в центре Петербурга, 28 августа 2018. URL: https://ria.ru/20180828/1527317284.html (дата обраще-ния: 19.05.2019). 2 . Керченский колумбайн? 17 октября 2018. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/10/17/78234-kerchenskiy-kolumbayn (дата обращения: 19.05.2019). 3 . Амелина Я.А. «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России. Аналитический доклад (18+) / Кавказский геополитический клуб. М.: Издатель А.В. Воробьев, 2017. 76 с. 4 . Студент МГТУ убил свою бывшую девушку и написал об этом во «ВКонтакте». Что об этом известно, 23 января 2018. URL: https://meduza.io/ feature/2018/01/23/student-mgtu-ubil-svoyu-podrugu-iz-za-nerazdelennoy-lyubvi-i-napisal-ob-etom-vo-vkontakt e-glavnoe (дата обращения: 19.05.2019). 5 . Горбунов К.Г. Противодействие террористической пропаганде в Интернете // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2016. № 2. С. 20-35. 6 . Социальный портрет преступности за 2017 г. // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/ social_portrait (дата обращения: 19.05.2019). 7 . Антонян Ю.М., Бражников Д.А., Гончарова М.В. и др. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. С. 67-72. 8 . Вихрян А.П. Интернет как фактор радикализации сознания молодежи // Материалы Междунар. научно-практической конф. «Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе» / Под ред. В.Е. Быданова. СПбГТИ (ТУ), 2016. С. 116-121. 9 . Preventing Radicalisation to Terrorism and Violent Extremism. Radicalisation Awareness Network, 2016. P. 11. URL: https://www.ifv.nl/kennisplein/Docu ments/2016-RAN-Preventing-Radicalisation-to-Terrorism -and-Violent-Extremism.pdf (дата обращения: 19.05.2019). 10 . Briggs R., Feve S. Policy Briefing: Countering the Appeal of Extremism Online. Institute for Strategic Dialogue, 2014. P. 3, 13. 11 . Mills P. Promoting Fundamental British Values Policy. September 2017 / Cambridge International School. URL: https://cambridgeinternationalschool.co. uk/wp-content/uploads/CIS-Promoting-Fundamental-Bri tish-Values-Policy-201718.pdf; http://www.nunthorpe. co.uk/content/uploads/2015/09/British-Values-subject-Dec2015.pdf (дата обращения: 19.05.2019). 12 . Bruce S. The Teaching of Fundamental British Values Through Art. 2015. URL: http://chaliceartsuk. co.uk/wp-content/files_mf/1457895262TheTeachingof FundamentalBritishVlauesthroughArtPowerPointbyStephenBruce.pdf (дата обращения: 19.05.2019). 13 . Fundamental British Values Origins, controversy, ways forward: a symposium. Compiled by Robin Richardson and Bill Bolloten for Race Equality Teaching, January 2015. URL: http://www.insted.co. uk/british-values.pdf (дата обращения: 19.05.2019). 14 . Rockwell G. FBI Game: What is Violent Extremism? October 12, 2016. URL: http://theoreti.ca/?p=6338 (дата обращения: 19.05.2019). 15 . Don’t Be a Puppet. URL: https://cve.fbi.gov/ home.html (дата обращения: 19.05.2019). 16 . Сайт колледжа им. Ричарда Хьюиша. URL: http://www.huish.ac.uk/for-parents/safeguarding-and-pre vent/ (дата обращения: 19.05.2019). 17 . Сайт Маргрит де Хеер. URL: http://margreet deheer.com/home/index.html (дата обращения: 19.05.2019). 18 . Юкрейн Продакшнз представляет: Трэш и угар. Галлюцинации «украинской революции 1917-1921 годов». 17 июль 2017. URL: https://universe-tss.su/main/politika/ukr/49566-yukreyn-prodakshnz-pred stavlyaet-tresh-i-ugar-gallyucinacii-ukrainskoy-revolyuc ii-1917-1921-godov.html (дата обращения: 19.05.2019). 19 . Превратили страну в комикс. 26 июля 2017. URL: https://chervonec-001.livejournal.com/1946398. html (дата обращения: 19.05.2019). 20 . «Замінована прогулянка»: волонтеры создали комикс по минной безопасности для детей Донбасса. 31.10.2017. URL: https://vchasnoua.com/donbass/537 10-foto-zaminovana-progulyanka-volontery-sozdali-ko miks-po-minnoj-bezopasnosti-dlya-detej-donbassa (дата обращения: 19.05.2019). 21 . Общественная палата РФ выпустила брошюру «Страшная сказка ИГИЛ», 16 декабря, 2015 г. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2015/newsitem/32125 (дата обращения: 19.05.2019). 22 . ИГИЛ - угроза человечеству. Почему необходимо уничтожить терроризм. М.: Издательство «Буки Веди», 2016. 40 с. URL: https://www.oprf.ru/ files/1_2016dok/broshyura_IGIL_ugroza07092016.pdf (дата обращения: 19.05.2019). 23 . Общественной палатой РФ подготовлена инфографика с разъяснением, что такое ИГ, какие страны охватывает, какие методы вербовки применяет. URL: https://www.oprf.ru/1449/2134/2205 /2208/ (дата обращения: 19.05.2019). 24 . Материалы программы противодействия пропаганде терроризма. URL: https://www.oprf.ru/1449/2 134/2412/2377/ (дата обращения: 19.05.2019). 25 . Сайт детского журнала «Спасайкин». URL: http://spasaykin.ru/ (дата обращения: 19.05.2019). 26 . Замалетдинов Д. Американский комикс как средство пропаганды // Вернадский. 14 апреля 2017. URL: http://vernsky.ru/pubs/6832/Amerikanskiy_komi ks_kak_sredstvo_propagandy?view_mode=text (дата обращения: 19.05.2019). 27 . Карпинский А.В. Комиксы в политической рекламе и пропаганде // Лаборатория информационно-психологических технологий Александра Потеряхина. 4 января 2017. URL: http://labipt.com/comics-in-political-advertising-and-propaganda/ (дата обращения: 19.05.2019). 28 . Sims C. Red scare: Our favorite comic book communists // Comics Alliance. 9 November 2009. URL: http://comicsalliance.com/comic-book-communi sts// (дата обращения: 19.05.2019). 29 . Панюкова С.А. Визуальные образы в российской антитеррористической социальной рекламе // Медиасреда. 2017. № 12. С. 220-228. 30 . Котляренко Ю.В. Визуальные единицы культурной информации как средство педагогической превенции идеологии радикализма // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/191PVN315.pdf (дата обращения: 19.05.2019). |