Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.624
Страницы
146-153
Ключевые слова
молодежь, пропаганда, контрпропаганда, ценности, позитивный контент, визуальные материалы, комикс, постер, инфографика, youth, propaganda, counter-propaganda, values, positive content, visual materials, comic, poster, infographics

Авторы
Мухаметзарипов И.А.
Гибадуллина М.Р.

Место работы
Мухаметзарипов И.А.
Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан

Гибадуллина М.Р.
Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан


Аннотация
Обозначаются особенности визуальных материалов, направленных на профилактику терроризма, экстремизма и иных негативных явлений. Сегодня не только террористические группы, но и в целом радикально настроенные течения (например, крайние националисты или НРД), ведут разностороннюю пропаганду в молодежной среде. Актуализируется необходимость использования современных технологий для распространения альтернативной информации среди молодежи, которая бы не «рекламировала» радикализм, агрессию, негативные проявления, а содержала позитивные ценности и «правильные» стратегии поведения для детей и молодежи. Анализируется опыт зарубежных и отечественных проектов по профилактике. Особое место уделяется визуальным материалам как эффективному инструменту идеологической работы и способу подачи информации для современной молодежи, отличающейся «клиповым мышлением», воспитанной и живущей в рамках «экранной культуры». Необходимо вести целенаправленную работу по созданию и распространению позитивного контента. Молодежное информационное поле нуждается в насыщении грамотно поданными визуальными материалами. В современной российской интернет-культуре имеется потенциал для создания контента для контрпропаганды, направленной против терроризма, экстремизма и агрессии. Например, издательство комиксов «Bubble Comics» и комикс-проект «РЕСПЕКТ 2.0» ориентированы на визуальные каналы восприятия информации и учитывают современные интересы молодежи.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Банда подростков избила отдыхающих в центре Петербурга, 28 августа 2018. URL: https://ria.ru/20180828/1527317284.html (дата обраще-ния: 19.05.2019).
2 . Керченский колумбайн? 17 октября 2018. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/10/17/78234-kerchenskiy-kolumbayn (дата обращения: 19.05.2019).
3 . Амелина Я.А. «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России. Аналитический доклад (18+) / Кавказский геополитический клуб. М.: Издатель А.В. Воробьев, 2017. 76 с.
4 . Студент МГТУ убил свою бывшую девушку и написал об этом во «ВКонтакте». Что об этом известно, 23 января 2018. URL: https://meduza.io/ feature/2018/01/23/student-mgtu-ubil-svoyu-podrugu-iz-za-nerazdelennoy-lyubvi-i-napisal-ob-etom-vo-vkontakt e-glavnoe (дата обращения: 19.05.2019).
5 . Горбунов К.Г. Противодействие террористической пропаганде в Интернете // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2016. № 2. С. 20-35.
6 . Социальный портрет преступности за 2017 г. // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/ social_portrait (дата обращения: 19.05.2019).
7 . Антонян Ю.М., Бражников Д.А., Гончарова М.В. и др. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. С. 67-72.
8 . Вихрян А.П. Интернет как фактор радикализации сознания молодежи // Материалы Междунар. научно-практической конф. «Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе» / Под ред. В.Е. Быданова. СПбГТИ (ТУ), 2016. С. 116-121.
9 . Preventing Radicalisation to Terrorism and Violent Extremism. Radicalisation Awareness Network, 2016. P. 11. URL: https://www.ifv.nl/kennisplein/Docu ments/2016-RAN-Preventing-Radicalisation-to-Terrorism -and-Violent-Extremism.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
10 . Briggs R., Feve S. Policy Briefing: Countering the Appeal of Extremism Online. Institute for Strategic Dialogue, 2014. P. 3, 13.
11 . Mills P. Promoting Fundamental British Values Policy. September 2017 / Cambridge International School. URL: https://cambridgeinternationalschool.co. uk/wp-content/uploads/CIS-Promoting-Fundamental-Bri tish-Values-Policy-201718.pdf; http://www.nunthorpe. co.uk/content/uploads/2015/09/British-Values-subject-Dec2015.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
12 . Bruce S. The Teaching of Fundamental British Values Through Art. 2015. URL: http://chaliceartsuk. co.uk/wp-content/files_mf/1457895262TheTeachingof FundamentalBritishVlauesthroughArtPowerPointbyStephenBruce.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
13 . Fundamental British Values Origins, controversy, ways forward: a symposium. Compiled by Robin Richardson and Bill Bolloten for Race Equality Teaching, January 2015. URL: http://www.insted.co. uk/british-values.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
14 . Rockwell G. FBI Game: What is Violent Extremism? October 12, 2016. URL: http://theoreti.ca/?p=6338 (дата обращения: 19.05.2019).
15 . Don’t Be a Puppet. URL: https://cve.fbi.gov/ home.html (дата обращения: 19.05.2019).
16 . Сайт колледжа им. Ричарда Хьюиша. URL: http://www.huish.ac.uk/for-parents/safeguarding-and-pre vent/ (дата обращения: 19.05.2019).
17 . Сайт Маргрит де Хеер. URL: http://margreet deheer.com/home/index.html (дата обращения: 19.05.2019).
18 . Юкрейн Продакшнз представляет: Трэш и угар. Галлюцинации «украинской революции 1917-1921 годов». 17 июль 2017. URL: https://universe-tss.su/main/politika/ukr/49566-yukreyn-prodakshnz-pred stavlyaet-tresh-i-ugar-gallyucinacii-ukrainskoy-revolyuc ii-1917-1921-godov.html (дата обращения: 19.05.2019).
19 . Превратили страну в комикс. 26 июля 2017. URL: https://chervonec-001.livejournal.com/1946398. html (дата обращения: 19.05.2019).
20 . «Замінована прогулянка»: волонтеры создали комикс по минной безопасности для детей Донбасса. 31.10.2017. URL: https://vchasnoua.com/donbass/537 10-foto-zaminovana-progulyanka-volontery-sozdali-ko miks-po-minnoj-bezopasnosti-dlya-detej-donbassa (дата обращения: 19.05.2019).
21 . Общественная палата РФ выпустила брошюру «Страшная сказка ИГИЛ», 16 декабря, 2015 г. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2015/newsitem/32125 (дата обращения: 19.05.2019).
22 . ИГИЛ - угроза человечеству. Почему необходимо уничтожить терроризм. М.: Издательство «Буки Веди», 2016. 40 с. URL: https://www.oprf.ru/ files/1_2016dok/broshyura_IGIL_ugroza07092016.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
23 . Общественной палатой РФ подготовлена инфографика с разъяснением, что такое ИГ, какие страны охватывает, какие методы вербовки применяет. URL: https://www.oprf.ru/1449/2134/2205 /2208/ (дата обращения: 19.05.2019).
24 . Материалы программы противодействия пропаганде терроризма. URL: https://www.oprf.ru/1449/2 134/2412/2377/ (дата обращения: 19.05.2019).
25 . Сайт детского журнала «Спасайкин». URL: http://spasaykin.ru/ (дата обращения: 19.05.2019).
26 . Замалетдинов Д. Американский комикс как средство пропаганды // Вернадский. 14 апреля 2017. URL: http://vernsky.ru/pubs/6832/Amerikanskiy_komi ks_kak_sredstvo_propagandy?view_mode=text (дата обращения: 19.05.2019).
27 . Карпинский А.В. Комиксы в политической рекламе и пропаганде // Лаборатория информационно-психологических технологий Александра Потеряхина. 4 января 2017. URL: http://labipt.com/comics-in-political-advertising-and-propaganda/ (дата обращения: 19.05.2019).
28 . Sims C. Red scare: Our favorite comic book communists // Comics Alliance. 9 November 2009. URL: http://comicsalliance.com/comic-book-communi sts// (дата обращения: 19.05.2019).
29 . Панюкова С.А. Визуальные образы в российской антитеррористической социальной рекламе // Медиасреда. 2017. № 12. С. 220-228.
30 . Котляренко Ю.В. Визуальные единицы культурной информации как средство педагогической превенции идеологии радикализма // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/191PVN315.pdf (дата обращения: 19.05.2019).