СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ |
научная статья | 316 | ||
139-145 | причины и способы разрешения конфликтов, профессиональная деятельность, руководители, коммуникативная культура |
Рассматриваются особенности межличностного взаимодействия в контексте «руководитель - подчиненный» в конфликтных ситуациях, возникающих в деятельности учреждений региональной системы социального обслуживания населения. На основе анализа данных эмпирического исследования охарактеризованы основные причины конфликтов (реакция на изменения условий и оплаты труда, увеличение функциональной нагрузки; конфликты, обусловленные социально-психологическими и личностными особенностями сотрудников, а также спецификой восприятия руководителя подчиненными). Установлено, что, в целом, руководители отдают предпочтение рациональным способам урегулирования конфликтов. Выявлены гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях: руководителям-мужчинам свойственны варианты агрессивного вербального и невербального поведения, руководителям-женщинам - аутоагрессия. Мужчины чаще прибегают к санкционированию, реже - к компромиссу; женщины - уклоняются от конфликта или сотрудничают с оппонентами. Делаются выводы о том, что учет гендерных особенностей поведения руководителей в конфликтных ситуациях позволяет разработать более эффективные подходы к формированию мотивации у руководящего состава разного уровня к успешному освоению психологической грамотности. Особое внимание уделяется необходимости повышения уровня коммуникативной культуры руководителей, обеспечивающей снижение конфликтности в трудовых коллективах и оптимизирующей деятельность учреждений социального обслуживания населения. |
1 . Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // СОЦИС. 1993. № 8. С. 12-21. 2 . Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Монография. М.: Прометей, 2000. 220 с. 3 . Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Управление трудовыми конфликтами // Российское предпринимательство. 2003. Т. 4. № 5. С. 50-54. URL: https:// creativeconomy.ru/lib/954 (дата обращения: 27.02.2019). 4 . Обозов Н.Н. Психология конфликта. Издательство ЛНПП «Облик», 2009. 48 с. 5 . Denis A., Kalekin-Fishman D. (eds) The ISA Handbook in Contemporary Sociology: Conflict, Competition, Cooperation. London, New Delhi, Singapore, Thousand Oaks, CA: Sage, 2009. 504 p. 6 . Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2010. 544 с. 7 . Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1. URL: http://ekonomika.snauka. ru/2014/03/4610 (дата обращения: 27.02.2019). 8 . Евенко С.Л. Теоретическая модель проявления гендерных особенностей межличностных конфликтов в организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 1. С. 99-102. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/4910 (дата обращения: 25.02.2019). 9 . Латипова А.Р., Шабанов Л.В. Гендерные особенности стилей поведения в условиях социально-трудовых конфликтов // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 765-767. URL: https://moluch.ru/archive/86/16255/ (дата обращения: 27.02.2019). 10 . Макарова С.Н. Гендерные особенности поведения мужчин и женщин-менеджеров в организационных конфликтах // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2018. № 3 (26). С. 86-90. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-povede niya-muzhchini-zhenschinmenedzherov-v-organizatsion nyh-konfliktah (дата обращения: 25.03.2019). 11 . Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. URL: http://psyjournals.ru/profess sional_standarts/issue/ (дата обращения: 27.02.2019). 12 . Аллахвердова О.В. Паттерны коммуникации в конфликте и профессиональная компетентность социальных работников // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 3. С. 83-90. 13 . Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников // Вестник Самарского государственного технического университета. 2013. № 1 (7). С. 120-130. 14 . Kilmann R.H., Thomas K.W. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict-Handling Behavior: The «MODE» Instrument // Educational and Psychological Measurement. 1977. Vol. 37. #2. P. 309-325. URL: http://kilmanndiagnostics.com/developing-forced-choice-measure-conflict-handling-behavior-mode-instru ment (дата обращения: 05.05.2019). |