Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР АБИТУРИЕНТОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.454.3
Страницы
89-97
Ключевые слова
абитуриенты, молодежь, профессиональное самоопределение, выбор вуза, мотивы, высшее образование, престиж, applicants, youth, professional self-determination, choice of university, motives, higher education, prestige

Авторы
Иудин А.А.
Ситникова И.В.
Тюнтяев А.С.

Место работы
Иудин А.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Ситникова И.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Тюнтяев А.С.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Социальные преобразования последних десятилетий значительно изменяют набор ценностнo-профессиональных установок российской молодежи, что актуализирует проблему подготовки высококвалифицированных специалистов. В этой связи особое значение обретает осознанность выбора направления подготовки в вузе, который складывается под воздействием большого набора факторов. Сегодня среди мотивов получения высшего образования приоритетное место занимает установка на достижение жизненного успеха, материального благополучия и высокого социального положения, однако молодые люди намерены по-разному реализовать свои запросы. В связи с этим в работе исследуются различные установки и мотивы абитуриентов, осуществляющих выбор профессии в пространстве конкретного учебного заведения - Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Осуществлен анализ генеральной совокупности - всех заявлений, поданных в приемную комиссию ННГУ летом 2018 года. Анализ причин и мотивов, определяющих выбор абитуриентом будущей профессии и учебного заведения, позволил выделить восемь групп абитуриентов, различающихся ценностно-профессиональными установками, отношением к будущей сфере деятельности и профессии, собственными возможностями и способностями, а также представлениями об уровне оплаты труда.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/.
2 . Хлабыстова Н.В. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях трансформации ценности высшего образования современного российского общества (на примере ФГБОУ ВПО «КубГТУ») // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 2 (139). С. 138-148.
3 . Давыдюк Л.В., Истратова О.Н. Мотивы выбора профессии старшеклассниками // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 5. С. 85-88.
4 . Ушакова Я.В., Морзавченкова Е.В. Мотивация выбора направления подготовки и отношение студентов к учебному процессу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 94-101.
5 . Гурарий А.Д. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение выпускников школ // Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования: Материалы XVIII Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана (Екатеринбург, 17-18 марта 2015 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 117-122.
6 . Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 55-60.
7 . Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135-138.
8 . Соколов М., Кнорре А., Сафонова М. Теории высшего образования и процесс выбора специальности абитуриентами: социально-сетевой анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2. С. 6-25.
9 . Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников // Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 36-41.
10 . Иудин А.А., Подольская Т.О., Тюнтяев А.С. Особенности профессионального выбора абитуриентов ННГУ в сфере общественных наук // Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Вып. 17). Нижний Новгород: НИСОЦ, 2017. С. 29-43.