ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР АБИТУРИЕНТОВ |
научная статья | 316.454.3 | ||
89-97 | абитуриенты, молодежь, профессиональное самоопределение, выбор вуза, мотивы, высшее образование, престиж, applicants, youth, professional self-determination, choice of university, motives, higher education, prestige |
Социальные преобразования последних десятилетий значительно изменяют набор ценностнo-профессиональных установок российской молодежи, что актуализирует проблему подготовки высококвалифицированных специалистов. В этой связи особое значение обретает осознанность выбора направления подготовки в вузе, который складывается под воздействием большого набора факторов. Сегодня среди мотивов получения высшего образования приоритетное место занимает установка на достижение жизненного успеха, материального благополучия и высокого социального положения, однако молодые люди намерены по-разному реализовать свои запросы. В связи с этим в работе исследуются различные установки и мотивы абитуриентов, осуществляющих выбор профессии в пространстве конкретного учебного заведения - Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Осуществлен анализ генеральной совокупности - всех заявлений, поданных в приемную комиссию ННГУ летом 2018 года. Анализ причин и мотивов, определяющих выбор абитуриентом будущей профессии и учебного заведения, позволил выделить восемь групп абитуриентов, различающихся ценностно-профессиональными установками, отношением к будущей сфере деятельности и профессии, собственными возможностями и способностями, а также представлениями об уровне оплаты труда. |
![]() |
1 . Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/. 2 . Хлабыстова Н.В. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях трансформации ценности высшего образования современного российского общества (на примере ФГБОУ ВПО «КубГТУ») // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 2 (139). С. 138-148. 3 . Давыдюк Л.В., Истратова О.Н. Мотивы выбора профессии старшеклассниками // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 5. С. 85-88. 4 . Ушакова Я.В., Морзавченкова Е.В. Мотивация выбора направления подготовки и отношение студентов к учебному процессу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 94-101. 5 . Гурарий А.Д. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение выпускников школ // Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования: Материалы XVIII Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана (Екатеринбург, 17-18 марта 2015 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 117-122. 6 . Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 55-60. 7 . Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135-138. 8 . Соколов М., Кнорре А., Сафонова М. Теории высшего образования и процесс выбора специальности абитуриентами: социально-сетевой анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2. С. 6-25. 9 . Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников // Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 36-41. 10 . Иудин А.А., Подольская Т.О., Тюнтяев А.С. Особенности профессионального выбора абитуриентов ННГУ в сфере общественных наук // Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Вып. 17). Нижний Новгород: НИСОЦ, 2017. С. 29-43. |