Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.4
Страницы
161-167
Ключевые слова
методическое объединение, педагоги, школа, образование

Авторы
Антонова Н.Л.
Меренков А.В.
Попова Н.Г.

Место работы
Антонова Н.Л.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Меренков А.В.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Попова Н.Г.
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук


Аннотация
Раскрыты особенности функционирования методических объединений педагогов в современной школе, которые выступают движущей силой ее развития, способствуют формированию образовательного пространства, реализуя широкий спектр функций (методических, коммуникативных, информационных, регулятивных), утверждению профессиональных компетенций педагогической общности как фундамента эффективности системы школьного образования. Эмпирико-социологическое исследование проведено в 2017-2018 гг. в гимназиях и лицеях Екатеринбурга методом полуформализованного интервью с учителями ( n =110), глубинного интервью с администрацией образовательных учреждений ( n =6) и руководителями методических объединений ( n =6). Исследование показало, что основные задачи методических объединений - повышение качества преподавания дисциплин и распространение инноваций. Администрация образовательных организаций выполняет функцию социального контроля, осуществляя моральную и материальную поддержку. Взаимодействие педагогов в методических объединениях основано на формировании условий для проявления инициативы в создании и апробации педагогических инноваций, стимулируя сотрудничество между учителями разного возраста, стажа и опыта работы. Успеваемость учащихся рассматривается членами методических объединений как показатель их достижений в профессиональной деятельности.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70188902/paragraph/2034:0 (дата обращения: 12.03.2019).
2 . Буздалова Н.В. Организация познавательной деятельности учащихся: опыт, проблемы, перспективы // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/25PDMN416.pdf (дата обращения: 21.02.2019).
3 . Константиновский Д.Л. Размышления о социологии образования // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 117-124.
4 . Hallinger P., Heck R.H. Leadership for learning: Does collaborative leadership make a difference in student learning? // Educational Management, Administration and Leadership. 2010. V. 38. № 6. P. 654-678.
5 . Leithwood K., Day C., Sammons P. et al. Seven strong claims about successful school leadership. Nottingham, UK: National College of School Leadership, 2006.
6 . York-Barr J., Duke K. What do we know about teacher leadership? Findings from two decades of scholar-ship // Review of Educational Research. 2004. № 74. P. 255-316.
7 . Crowther F., Kaagan S., Ferguson M., Hann L. Developing teacher leaders: How teacher leadership enhances school success. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2002.
8 . Twelve outstanding secondary schools. Excelling against the odds. London: OFSTED, 2009. 76 p.
9 . Dou D., Devos G., Valcke M. The relationships between school autonomy gap, principal leadership, teachers’ job satisfaction and organizational commitment // Educational Management Administration and Leadership. 2017. V. 45. № 6. P. 959-977.
10 . Михеева Т.Б. Образовательное пространство как феномен культуры и «место» формирования личности // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12. № 6. С. 29-36.
11 . Villiers E., Pretorius F. Democracy in schools: Are educators ready for teacher leadership? // South African Journal of Education. 2011. № 31(4). P. 574-589.
12 . Yarger S.J., Lee O. The development and sustenance of instructional leadership // In: Teachers as leaders: perspectives on the professional development of teachers / Ed. D.R. Walling. Bloomington, IL: Phi Delta Kappa, 1994.
13 . Snell J., Swanson J. The essential knowledge and skills of teacher leaders: A search for a conceptual frame-work. Paper presented at the Annual Meeting to the American Educational Research Association (New Orleans, LA., April 24-28, 2000). 25 р.
14 . Соколова И.И. Социально-профессиональный портрет учителя // Вестник Герценовского университета. 2010. № 2 (76). С. 3-15.
15 . Schleicher A. Teaching excellence through professional learning and policy reform. Paris: Organisation for Economic Co-Operation and Development Publishing, 2016.
16 . Poekert P., Alexandrou A., Shannon D. How teachers become leaders: an internationally validated theoretical model of teacher leadership development // Research in Post-Compulsory Education. 2016. № 21 (4). P. 307-329.
17 . Webster-Wright A. Reframing professional development through understanding authentic professional learning // Review of Educational Research. 2009. № 79 (2). P. 702-739.
18 . Young M. Curriculum theory: what it is and why it is important // Cadernos de Pesquisa. 2014. № 44 (151). URL: http://www.scielo.br/scielo.php?pid= S0100-15742014000100010&script=sci_arttext&tlng=en (дата обращения: 01.03.2019).