ТРАЕКТОРИИ ГАДЖЕТИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ |
научная статья | 316 | ||
141-148 | родительство, детство, детско-родительские отношения, информационное общество, гаджетизация, интернетизация, медиаконтент |
Рассматриваются детско-родительские отношения в контексте гаджетизации, интернетизации с позиций теории информационного общества М. Кастельса и фрейдо-лакановского психоанализа. По результатам проведенной авторами фокус-группы с родителями детей, являющимися активными пользователями смартфонов, планшетов, компьютеров, прочих девайсов и медиаконтента, выявлены позитивная роль и негативные последствия подобной активности для детей и развития, функционирования детско-родительского взаимодействия в целом. Выделены типы детско-родительских отношений, опосредованных использованием гаджетов в воспитании и социализации детей: нарциссический (гаджет как отвлекающее средство для освобождения родителями времени на себя, саморазвитие и заполнение внутренней пустоты, связанной с жизненной, психологической, карьерной неудовлетворенностью); гиперопека (гаджет как дополнительная площадка для воспитания, баловства или родительского сопровождения, контроля); симбиоз (гаджет как средство сближения, совместного досуга или проводник для имитации паттернов поведения взрослых). Полученные выводы послужат основой для подготовки анкеты и проведения массового социологического опроса родителей разновозрастных и разнополых детей, направленного на более глубокое изучение трансформации современных детско-родительских отношений, а также механизмов адаптации, обеспечения безопасности в информационном пространстве. |
![]() |
1 . Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под ред. О.И. Шкаратана. М.: Гос. ун-т Высш. шк. экономики, 2000. 606 с. 2 . Сайт Агентства, специализирующегося на онлайн-коммуникациях и нативной (естественной) рекламе, «We are social» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wearesocial.com/. (дата обращения: 19.01.2019). 3 . Отчет «Дети. Медиапотребление. 2017» // Сайт Института Современных Медиа MOMRI [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://momri.org/port folio/ezhegodnyj-doklad-deti-mediapotreblenie-2017/ (дата обращения: 12.01.2019). 4 . Ryan Toys Rewiew // YouTube [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com /channel/UChGJGhZ9SOOHvBB0Y4DOO_w. (дата обращения: 01.12.2018). 5 . Саралиева З.Х., Кутявина Е.Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. №3. С. 70-76. 6 . Ariani H.B., Permana G. Wisely using gadget for parents in family environment campaign design // 4th Bandung Creative Movement International Conference on Creative Industries. 2017. Vol. 41. P. 331-334. 7 . Щекотуров А.В. От флирта до смены пола онлайн: подростковые практики альтернативных самопрезентаций в социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 327-343. 8 . Полывянная М.Т., Смирнова И.Н. Особенности детско-родительских отношений в семье (на материалах Ивановской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 3 (51). С. 99-106. 9 . Zwart H. «Extimate» technologies and technocultural discontent: a Lacanian analysis of rervasive gadgets // Techn?: Research in Philosophy and Technology. 2017. № 21 (1). P. 24-54. |