Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ТРАЕКТОРИИ ГАДЖЕТИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
141-148
Ключевые слова
родительство, детство, детско-родительские отношения, информационное общество, гаджетизация, интернетизация, медиаконтент

Авторы
Янак Л.
Шорыгин Е.А.

Место работы
Янак Л.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Шорыгин Е.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматриваются детско-родительские отношения в контексте гаджетизации, интернетизации с позиций теории информационного общества М. Кастельса и фрейдо-лакановского психоанализа. По результатам проведенной авторами фокус-группы с родителями детей, являющимися активными пользователями смартфонов, планшетов, компьютеров, прочих девайсов и медиаконтента, выявлены позитивная роль и негативные последствия подобной активности для детей и развития, функционирования детско-родительского взаимодействия в целом. Выделены типы детско-родительских отношений, опосредованных использованием гаджетов в воспитании и социализации детей: нарциссический (гаджет как отвлекающее средство для освобождения родителями времени на себя, саморазвитие и заполнение внутренней пустоты, связанной с жизненной, психологической, карьерной неудовлетворенностью); гиперопека (гаджет как дополнительная площадка для воспитания, баловства или родительского сопровождения, контроля); симбиоз (гаджет как средство сближения, совместного досуга или проводник для имитации паттернов поведения взрослых). Полученные выводы послужат основой для подготовки анкеты и проведения массового социологического опроса родителей разновозрастных и разнополых детей, направленного на более глубокое изучение трансформации современных детско-родительских отношений, а также механизмов адаптации, обеспечения безопасности в информационном пространстве.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под ред. О.И. Шкаратана. М.: Гос. ун-т Высш. шк. экономики, 2000. 606 с.
2 . Сайт Агентства, специализирующегося на онлайн-коммуникациях и нативной (естественной) рекламе, «We are social» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wearesocial.com/. (дата обращения: 19.01.2019).
3 . Отчет «Дети. Медиапотребление. 2017» // Сайт Института Современных Медиа MOMRI [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://momri.org/port folio/ezhegodnyj-doklad-deti-mediapotreblenie-2017/ (дата обращения: 12.01.2019).
4 . Ryan Toys Rewiew // YouTube [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com /channel/UChGJGhZ9SOOHvBB0Y4DOO_w. (дата обращения: 01.12.2018).
5 . Саралиева З.Х., Кутявина Е.Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. №3. С. 70-76.
6 . Ariani H.B., Permana G. Wisely using gadget for parents in family environment campaign design // 4th Bandung Creative Movement International Conference on Creative Industries. 2017. Vol. 41. P. 331-334.
7 . Щекотуров А.В. От флирта до смены пола онлайн: подростковые практики альтернативных самопрезентаций в социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 327-343.
8 . Полывянная М.Т., Смирнова И.Н. Особенности детско-родительских отношений в семье (на материалах Ивановской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 3 (51). С. 99-106.
9 . Zwart H. «Extimate» technologies and technocultural discontent: a Lacanian analysis of rervasive gadgets // Techn?: Research in Philosophy and Technology. 2017. № 21 (1). P. 24-54.