Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ ПО ОТНОШЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ К РЕГУЛЯРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
129-134
Ключевые слова
социальное самочувствие семьи с ребенком-инвалидом, физическая активность, Пьер Бурдье, социальное пространство, социальный капитал

Авторы
Курникова М.В.

Место работы
Курникова М.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Традиционный социально-психологический подход в социальной работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, предусматривает оказание материальной помощи, организацию доступной среды, обучение родителей в виде лекций, бесед, консультаций, организации одноразовых праздников, игровых занятий. При этом у родителей часто диагностируется пассивное поведение, саботаж реабилитационных мероприятий, социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов, отсутствие участия в жизни локального сообщества, наличие потребительских настроений. С позиции теории Пьера Бурдье, в социальном пространстве семьи обнаруживаются нарушения как в «реальности первого порядка», в материальных ресурсах, социальных благах и преимуществах, так и в «реальности второго порядка», в субъективных представлениях, образе мыслей, действий и эмоционального восприятия. Социальный капитал обедняется из-за отсутствия или скудности ценностных ориентаций членов семьи и реальных ресурсов социальных связей. Репродукция социального капитала возможна через непрерывную работу по установлению социальных связей, на фоне преимущественного внимания к позитивным эмоциональным состояниям, позитивным чертам личности и позитивным социальным институтам в противовес материальным, психологическим проблемам, физическим недостаткам. Наиболее целесообразным в этом плане является привлечение членов семьи, а в особенности ребенка-инвалида, к занятиям физической культурой и спортом. Для этого необходимо изучение таких маркеров социального пространства семьи, как материально-бытовые условия, уровень субъективных представлений родителей о здоровом образе жизни, собственная физическая подготовленность, доступ к источникам информации, наличие времени и средств, комфорт в межличностных отношениях. Из полученных данных описан габитус данной категории семей. В основном это семьи с удовлетворительным материальным положением, с достаточно прочными социальными родственными связями. Выявлены редуцированное участие отца в воспитании детей, тотальный дефицит двигательной активности родителей, пассивное отношение к семейным совместным формам физкультурной деятельности из-за невозможности расставить временн ы е приоритеты, при дефиците указаний и побуждений от соответствующих специалистов в этой сфере деятельности. Коррекция социального пространства через формирование процесса совместной физкультурной деятельности в системе «ребенок - родитель» может быть эффективным способом накопления социального капитала данной категорией семей за счет изменения мышления, стереотипов поведения, матрицы собственной практической деятельности родителей и снижения потребительских ожиданий от социальных структур государства.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Антипина Н.М. Самореализация детей-инвалидов как проблема исследования в современ- ной науке // Смальта. 2015. № 6. С. 79-82.
2 . Голиков Н.А. Ребенок-инвалид: социальное партнерство семьи и школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=23820 (дата обращения: 15.01.2019).
3 . Баранова Т.Ф. Социальная защита семьи как основа социальной безопасности ребенка-инвалида // Наука. Образование. Личность. 2014. № 2. С. 74-78.
4 . Жулковска Т. Некоторые обстоятельства построения идентичности инвалидов // Социология и жизнь. 2015. № 1. С. 89-92.
5 . Мусина В.П. Формирование активности родителей как фактора развития детей-инвалидов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2009. Т. 12. № 2. С. 21-26.
6 . Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. «Школа для родителей детей-инвалидов»: синтез психосоциальной работы и педагогики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-3. С. 207-210.
7 . Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Берестнева О.Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 2. Март - апрель. URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 15.01.2019).
8 . Селигман М. Новая позитивная психология. М.: София, 2006. 368 с.
9 . White book on physical and rehabilitation medicine in Europe // European Journal of Physical and Rehabilitation Medicine. 2018. April. Vol. 54. № 2. P. 125-321.
10 . Боктаева Л.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида // Опыт и инновации в педагогике и психологии. 2015. № 3. С. 10-15.
11 . Токмаков А.А., Коган О.С. Особенности тренировочного процесса детей с детским церебральным параличом, занимающихся спортивным туризмом // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 284.
12 . Дербенева Г.В. Социальная реабилитация детей-инвалидов посредством культурно-массовых и оздоровительных мероприятий: Методическое пособие / Сост. Г.В. Дербенева, Л.Г. Пузеп, О.В. Бажук и др. Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. 69 с.