ТЕНДЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
научная статья | 338 | ||
18-25 | корпоративная социальная ответственность, библиометрический анализ, Web of Science, VOSviewer и CitNetExplorer, кластер |
Концепция корпоративной социальной ответственности становится все более влиятельной в мировом академическом и бизнес-сообществе, оставаясь при этом предметом многочисленных дискуссий. Для понимания направленности исследований важное значение имеет картирование науки с помощью инструментов библиометрического анализа, включающее определение кластеров публикаций, наиболее «влиятельных» ученых, исследовательских структур и т.п. Анализ структуры и динамики исследований корпоративной социальной ответственности был проведен в марте 2019 года на основе базы данных (и аналитических ресурсов) платформы Web of Science, а также программ CitNetExplorer, VOSviewer. Описаны сущностные характеристики корпоративной социальной ответственности в ее современном понимании. Проанализированы самые резонансные (наиболее цитируемые) публикации, определены наиболее значимые направления (кластеры) исследований и дискуссионные проблемные поля. Выявлены перспективные области исследования по проблемам корпоративной социальной ответственности в мировой академической науке, связанные с новыми требованиями и стандартами, необходимостью вовлекать в социальную ответственность организации малого и среднего бизнеса, механизмами продвижения концепции. Применение инструментов библиометрического анализа подтвердило их эффективность при обработке большого массива данных для отображения тенденций и перспектив научных исследований. |
1 . Bowen H.R. Social responsibilities of the businessman. N.-Y.: Harper & Row, 1953. 266 р. 2 . Озерникова Т.Г. Тенденции трансформации социальной ответственности бизнеса в условиях экономического кризиса // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет). 2010. № 4. С. 165-176. 3 . Жойдик А.П. Развитие методов оценки корпоративной социальной ответственности российских компаний: Дис. … канд. экон. наук. М., 2015. 198 c. 4 . Якимова Е.М. Социальная и экономическая функции предпринимательской деятельности в отражении конституционно-правовых норм // Журнал российского права. 2018. № 9 (261). URL: https://cyberlenin- ka.ru/article/n/sotsialnaya-i-ekonomicheskaya-funktsii-pred prinimatelskoy-deyatelnosti-v-otrazhenii-konstitutsionno- pravovyh-norm (дата обращения: 26.03.2019). 5 . Метелева Е.Р. Роль корпоративной социальной политики в обеспечении благосостояния общества // Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов». Иркутск, 2018. Ч. 1. С. 320-326. 6 . Российский союз промышленников и предпринимателей. Нефинансовая отчетность. URL: http:// rspp.ru/simplepage/475. 7 . Сорокина Е.М., Дубровская Е.И. Современное состояние отчетности в области устойчивого развития // Baikal Research Journal. 2012. № 6. URL: https://cyberleni nka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-otchetnosti-v-obla sti-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 26.03.2019). 8 . Социальная хартия российского бизнеса [Электронный ресурс] / Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://www.rspp.ru/ simplepage/474. 9 . Горошилов А.А., Карибов А.П. Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2007. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-kon tseptsii-sotsialnoy-otvetstvennosti-biznesa (дата обращения: 26.03.2019). 10 . Elkington J. Towards the sustainable corporation: win-win-win business strategies for sustainable development // California Management Review. 1994. № 36 (2). Р. 90-100. 11 . Matten D., Moon J. «Implicit» and «explicit» CSR: A conceptual framework for a comparative understanding of corporate social responsibility // Academy of Management Review. 2008. № 33 (2). Р. 404-424. 12 . Carroll A.B., Shabana K.M. The business case for corporate social responsibility: A review of concepts, research and practice // International Journal of Management Reviews. 2010. Vol. 12. № 1. Р. 85-105. 13 . Dahlsrud A. How corporate social responsibility is defined: an analysis of 37 definitions // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2008. № 15 (1). Р. 1-13. 14 . Aguinis H., Glavas A. What we know and don’t know about corporate social responsibility: A review and research agenda // Journal of Management. 2012. Vol. 38. № 4. Р. 932-968. 15 . Scherer A.G., Palazzo G. The new political role of business in a globalized world: A review of a new perspective on CSR and its implications for the firm, governance, and democracy // Journal of Management Studies. 2011. № 48 (4). Р. 899-931. 16 . Du S., Bhattacharya C.B., Sen S. Maximizing business returns to corporate social responsibility (CSR): The role of CSR communication // International Journal of Management Reviews. 2010. № 12 (1). Р. 8-19. 17 . Метелева Е.Р. Определение ключевых терминов в социальной сфере // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. № 26 (1). С. 90-98. 18 . Margolis J.D., Walsh J.P. Misery loves companies: Rethinking social initiatives by business // Administrative Science Quarterly. 2003. № 48 (2). Р. 268-305. 19 . Orlitzky M., Schmidt F.L., Rynes S.L. Corporate social and financial performance: A meta-analysis // Organization Studies. 2003. № 24 (3). Р. 403-441. 20 . Кежапкина О.В. О связи между корпоративной социальной ответственностью компании и ее финансовыми результатами // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/artic le/n/o-svyazi-mezhdu-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstve nnostyu-kompanii-i-ee-finansovymi-rezultatami (дата обращения: 26.03.2019). 21 . Godfrey P.C., Merrill C.B., Hansen J.M. The relationship between corporate social responsibility and shareholder value: An empirical test of the risk management hypothesis // Strategic Management Journal. 2009. № 30 (4). Р. 425-445. 22 . Basu K., Palazzo G. Corporate social responsibility: A process model of sensemaking // Academy of Management Review. 2008. № 33 (1). Р. 122-136. 23 . Bhattacharya C.B., Sen S., Korschun D. Using corporate social responsibility to win the war for talent // MIT Sloan Management Review. 2008. № 49 (2). |