МЕТОДОЛОГИЯ ЦИФРОВОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ |
научная статья | 378 | ||
191-196 | методология, цифровое управление, качество образования, взаимодействие участников образовательного процесса, принципы цифрового управления |
Представлено разработанное авторами методологическое обоснование концепции цифрового управления качеством высшего образования. На основе партисипативно-синергетического подхода сущность цифрового управления качеством высшего образования трактуется как комплексный, целенаправленный, скоординиро- ванный процесс информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса, позволяю- щий определять и непрерывно корректировать построение индивидуальной траектории студента, а также предоставляющий возможность развития его профессиональных и личностных качеств.Философской предпосылкой данного подхода явилась смена концептуальной парадигмы в управлении совре- менным образованием - от «субъект-объектной» на «субъект-субъектную». Выделяются основные направления и обосновываются принципы концепции цифрового управления качеством высшего образования. К ним относятся: принципы философско-социального характера (открытости, энтропийно-информационный, вариативности страте- гий и технологий управления), принципы общественно-профессионального характера (интеграционной подвиж- ности, кластерной трансформации, инструментальной гибкости), принципы личностно-технологического характе- ра (адаптивно-селективного развития, персонифицированности и саморазвития деятельности). |
1 . Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А., Мифтахутдинова Л.Т. Инженерное образование в цифровом мире // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 136-143. 2 . Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образователь- ный аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9-22. 3 . Клюев А.К., Томилин О.Б., Томилин О.О., Фадеева И.М. Управление университетом: итоги трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 1. С. 93-104. 4 . Буцык С.В. Горизонтальное управление в российском вузе: дань современности или насущная необходимость? // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 20-29. 5 . Боголепова С.В., Малкова Н.В. Использование потенциала современных систем управления обучением в вузовском образовании // Высшее образова- ние в России. 2017. № 5. С. 105-112. 6 . Budarina A.O., Polupan K.L. Digital quality Man- agement in Higher Education // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 93-97. 7 . Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005. 584 с. 8 . Хоружий С.С. Что такое Synergeia. Синергия как универсальная парадигма // Вопросы философии. 2011. № 12. 9 . Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: Учебник для бакалавров. М.: Изд-во «Юрайт», 2016. 487 с. 10 . Левагин Ю.Г., Нагорнова А.Ю., Нагорнов Ю.С. Энтропийно-информационный подход в педа- гогике // Актуальные проблемы развития вертикаль- ной интеграции системы образования, науки и биз- неса: экономические, правовые и социальные аспек- ты. 2015. Т. 3. С. 219-226. 11 . Бояров Е.Н., Абрамова С.В. Энтропийный подход в оценке эффективности инноваций в образовательной среде // Современные исследования соци- альных проблем. Электронный журнал. 2012. № 6. URL: www.sisp/nkras.ru 12 . Кривов С.В., Поскребышева Е.С., Старкин С.В. Когнитивные технологии в образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба- чевского. 2014. № 3 (4). С. 97-100. 13 . Жуков Б.М., Ткачева Е.Н. Исследование си- стем управления: Учебник. М.: Дашков и К, 2018. 208 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/337801 14 . Зубарева К.А. Открытость как феномен со- временного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 6-10. 15 . Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136. |