МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ В РАЗРАБОТКЕ КОНТЕНТА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 378 | ||
158-165 | электронный образовательный ресурс, интернет-сервисы, онлайн-сервисы, интерактив- ный контент, информатизация образования, методика обучения информатике |
Рассматриваются особенности методики подготовки будущих учителей информатики и работников сфе- ры образования к использованию и созданию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в профессио- нальной деятельности. Предлагается условное деление контента ЭОР на взаимосвязанные и взаимозависи- мые модули: модуль материалов для изучения, загружаемых учителем (преподавателем); модуль оператив- ного контроля усвоения текущей информации; модуль материалов, загружаемых учащимися в качестве отче- тов по заданиям учителя; модуль материалов, предназначенных для самостоятельного изучения, самопровер- ки и самоконтроля со стороны учащихся; модуль обработки и анализа результатов обучения. Сформулирова- ны требования, предъявляемые к указанным модулям и различающиеся в методическом и содержательном исполнении. Описываются основные возможности использования прикладных интернет-сервисов и техноло- гий при наполнении контентом каждого из модулей с учетом обозначенных требований. Определены наибо- лее существенные факторы, способствующие успешной подготовке компетентных педагогических кадров в области разработки и использования ЭОР. |
1 . Государственная программа Российской Феде- рации «Развитие образования»: Утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: http://www.khsu.ru/assets/units/uno/do/ Государственная_программа.docx (дата обращения: 29.01.2019). 2 . Арефьева Т.С., Жидкова О.Н., Лобанова Е.И., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В. Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России // Экономика, статистика и информатика. 2014. № 2. С. 3-8. 3 . Гриншкун В.В., Краснова Г.А., Нухулы А. Особенности использования открытых электронных ресурсов и массовых учебных курсов в высшем образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 2 (40). С. 8-17. 4 . Стебеняева Т.В., Ларина Т.С., Юрятина Н.Н. Новая технология разработки электронных образовательных ресурсов как фактор информатизации сферы образования // Новые педагогические технологии. 2014. № 17. С. 159-165. 5 . Алексеева В.О., Малкина М.Г. Проблема качества электронных образовательных ресурсов и их эффективного использования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2014. № 10. С. 173-182. 6 . Болгарина Е.В., Хохлова Н.В. Электронные образовательные ресурсы: как оценить качество? // Новые информационные технологии в образовании: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. С. 215-219. 7 . Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы // Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http:// window.edu.ru/window/library?p_rid=45271 (дата об- ращения: 29.01.2019). 8 . Босова Л.Л., Зубченок Н.Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16. № 3. С. 697-712. URL: https://www.j-ets.net/ETS/russian/periodical/jour nal.html (дата обращения: 20.01.2019). 9 . Бутко Е.Я. Формирование информационных образовательных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 4 (12). C. 17-23. URL: https://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/podshivka- nomerov/ (дата обращения: 29.01.2019). 10 . Зайцева О.В. Формирование электронных образовательных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. 2016. № 4 (16). С. 21-27. URL: https://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/podshivka- nomerov/ (дата обращения: 18.01.2019). 11 . Исупова Н.И., Суворова Т.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 136-140. URL: http://e- koncept.ru (дата обращения: 28.01.2019). 12 . Данилова О.В. Анализ образовательных стандартов педагогического образования нового поколения в аспекте подготовки студентов к разработке электронных образовательных ресурсов // Развитие личности педагога и обучающегося в образователь- ном пространстве начальной школы и вуза: Материалы Всероссийской научно-практической конферен- ции / Под ред. Л.И. Буровой. Череповец: Череповец- кий государственный университет, 2016. С. 132-138. 13 . Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Подготовка педагогических кадров к разработке электронных образовательных ресурсов // Непрерывное профессиональное образование: Сб. статей по материалам VIII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / Под науч. ред. Н.В. Фадейкиной, Э.Г. Скибицкого, О.В. Глушаковой. Ново- сибирск: САФБД, 2017. С. 266-269. 14 . Иванова Л.В. Подготовка будущего учителя к использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-7. С. 34-37. 15 . Иванова Л.В. Обучение будущих учителей информатики разработке и применению электронных образовательных ресурсов // Перспективы развития науки и образования: Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. В 13 частях. Т. 10. Тамбов: Консалтинговая компания «Юком», 2015. С. 62-64. 16 . Суворова Т.Н. Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов в условиях введения новых стандартов // Информатика и образование. 2015. № 9 (268). С. 47-53. 17 . Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального об- щего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (да- та обращения: 29.01.2019). 18 . Мартынюк Ю.М., Ванькова В.С., Даниленко С.В. Современное содержание курсов повышения квалификации преподавателей педагогического вуза // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новоси- бирск: Изд-во ЦРНС, 2017. С. 212-216. 19 . Горутько Е.Н. Интернет-сервисы для создания электронных образовательных ресурсов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: Изд-во ИПК «Университет», 2014. С. 3012-3014. URL: https://conference.osu.ru/ (дата обращения: 19.01.2019). 20 . Фаткуллов П.Р. Некоторые особенности использования on-line сервисов в работе современного учителя // Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий: Сборник материалов и докладов V Всероссийской научно- практической конференции. Екатеринбург: Инфометод, 2016. С. 78-84. 21 . ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения». URL: http://docs.nevacert.ru/files/gost/gost_r_53620- 2009.pdf (дата обращения: 07.02.2019). 22 . Заславская О.Ю. Принципы формирования содержания образовательного электронного ресурса на основе общих и дидактических закономерностей обучения // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 46-53. 23 . Лейбович А.Н. и др. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электрон- ных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с. 24 . Михалева М.Е. Интерактивность как одно из важных требований к электронным образовательным ресурсам // Электронная информационно-образовательная среда вуза: проблемы формирования, контекстного наполнения и функционирования: IV Все- российская методическая конференция / Под ред. Е.А. Ходыревой. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. С. 150-152. 25 . Мартынюк Ю.М., Даниленко С.В., Шарановская Ю.В. Методологические основания и этические принципы организации дидактической игры «квест» в обучении информатике // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственно- го университета. 2017. № 4(44). URL: http://scientific- notes.ru/ (дата обращения: 29.01.2019). |