Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
68-83
Ключевые слова
учащийся, родитель, школа, труд, профориентация, образование, социальный статус профессии, профессиональное самоопределение

Авторы
Карцева Лидия Валерьевна

Место работы
Карцева Лидия Валерьевна
Университет управления «ТИСБИ»


Аннотация
Цель работы - определить характер влияния родительского авторитета на личность учащегося выпускного класса средней школы в процессе выбора им будущей профессии. Являясь одним из основных агентов первоначальной профессиональной социализации подростка, отец и/или мать как представители предшествующих поколений опираются на собственный опыт трудовой деятельности. Зачастую их представления об условиях и способах организации труда - как интеллектуального, так и физического - в современной действительности утратили актуальность. Возникающее противоречие между объективной реальностью рынка труда и взглядами родительской аудитории в сфере профориентации молодёжи учебное заведение снять не в состоянии. Подросток оказывается в ситуации конфликта интересов, который не устраняется на государственном уровне.В работе использовались методы сравнительного анализа материалов исследований, проведенных в октябре 2018 г. в различных регионах Российской Федерации, количественный анализ (социологическое анкетирование) позиций родителей городов Москвы, Казани, Ижевска, Нижнего Новгорода, Ставрополя и Клина Московской области. Анализируются отношение опрошенных к физическому труду, к привлечению учащихся школы к различным видам оплачиваемой трудовой занятости, готовность родителей принять профессиональный выбор подростков, оказать им содействие в профессиональном восхождении.Сформулированы причины расхождения социальных установок опрошенных на трудовую занятость школьников с государственными интересами, и в том числе - отсутствие системы профориентационной ра- боты в образовательных учреждениях, консервативность социальных представлений и предпочтений респон- дентов в сфере труда. Выявлены основные особенности отношения родителей старшеклассников к физиче- скому труду как способу их трудовой занятости, среди которых основная - положительное отношение к овладению школьниками определёнными трудовыми навыками, к совмещению учебной работы с освоением той или иной рабочей профессии.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Сколько людей с высшим образованием в ми- ре? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://in terstate-education.com/2018/06/30/skolko-lyudej-s-vyss him-obrazovaniem-v-mire/ (дата обращения: 23.01.2019).
2 . Голодец считает, что высшее образование нужно лишь для 35% профессий [Электронный ресурс]. Ре- жим доступа: https://go.mail.ru/search?q=%D0%93%D0% 9E%D0%9B%D0%9E%D0%94%D0%95%D0%A6+%D 0%9E%D0%91+%D0%A1%D0%9F%D0%9E&fm=1&gp=901369&rf=21215232. (дата обращения: 24.01.2019).
3 . Статистика министерства труда. Режим досту- па: http://pro2018god.com/samye-vostrebovannye-pro fessii-v-2018-godu.html. (дата обращения: 24.01.2019).
4 . Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образо- вания в СССР и России // Мир России. 1996. Т. 5. № 3. С. 161-178.
5 . Чередниченко Г.А. Механизмы социокультур- ного воспроизводства на примере средних школ и изучением иностранного языка // Образование в со- циокультурном воспроизводстве: механизмы и кон- фликты. М.: ИС РАН, 1994. С. 102-141.
6 . Трубникова Н.И. Самоопределение как про- блема психологического исследования // Сибирский психологический журнал. 2012. № 16-17. С. 28-31.
7 . Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.
8 . Саппа А.-М.Н. Факторы, воздействующие на профессиональное самоопределение молодёжи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// repository.kpi.kharkov.ua/bitstream/KhPI-Press/5845/1/ 2011_Sappa_Faktory_vozdeystvuyushch.pdf (дата об- ращения: 24.01.2019).
9 . Лобова Е.В. Процесс первичного профессио- нального самоопределения учащихся: социологиче- ский анализ: Автореф. дис. … к. соц. н. Екатерин- бург, 2006. 23 с.
10 . Вебер М. История хозяйства. Город. М.: Ка- нон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. 576 с.
11 . Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: Ре- цепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 100 с.
12 . Голосенко И.А. Социология Питирима Соро- кина (русский период деятельности). Самара: Со- циологический центр «Социо», 1992. 154 с.
13 . Уэбстер Ф. Теории информационного обще- ства. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
14 . Шарова Е.Н. Профессиональное самоопреде- ление молодёжи в условиях социокультурной транс- формации российского общества (на примере Мур- манской области): Автореф. дис. … к. соц. н. Мур- манск, 2012. 25 с.
15 . Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. № 8. С. 66-72.
16 . Константиновский Д.Л. Молодёжь в системе образования: динамика неравенства // СОЦИС. 1997. № 3. С. 92-123.