ЦИФРОВАЯ КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ: НА ПУТИ К ЭКОНОМИКЕ «ЭМОЦИЙ» |
научная статья | 338 | ||
38-43 | креативные индустрии, социальное предпринимательство, потребительская экономика, статус экономического субъекта, экономика эмоций, глобализация, энтропия |
На фоне замедления экономического развития, по скорости роста и масштабам международной торговли креативная экономика является одним из самых перспективных направлений. Целью исследования стал раз- вёрнутый анализ текущего состояния креативных индустрий в мире и в России, существующих бизнес- моделей, выделение основных препятствий для исследования креативной экономики, которые связаны с не- совершенством понятийного аппарата и недостатком статистических методов наблюдения. Трудности в ис- следовании авторы связывают с междисциплинарностью темы, которая находится на пересечении с социоло- гией культуры, психологией искусства. Методами исследования стало применение аппарата бизнес- моделирования, который позволяет структурировать представления о креативных индустриях и выделить факторы создания потребительской ценности. Результаты исследования показали, что использование сугубо количественных показателей не позволяет в полной мере отразить структурные изменения в этой сфере, от- делить производство продукции от услуг, связанных с передачей по цифровым каналам, или смежных инду- стрий, например туризма. В контексте экономической теории отличительной особенностью продукции креа- тивной индустрии является её связь с потребительским аппаратом восприятия. Воспитание и образование играет одну из ведущих ролей в диверсификации рынков креативной экономики. Иначе - несмотря на твор- чество как характеристику, определяющую конкурентоспособность, - основной поток продукции будет сфо- кусирован на простое эмоциональное восприятие, на границе с манипуляцией страстями и эмоциями. |
1 . Cunningham S., Banks J. and Potts J. Cultural economy: The shape of the field // In: The Cultural Economy. The Cultures and Globalization Series 2. H. Anheier and Y.R. Isar (eds.). London: SAGE Publica- tions, 2008. P.15-26. 2 . Creative Economy Report 2008: The challenge of assessing the creative economy towards informed policy- making. 2008. 333 p. URL: unctad.org/en/Docs/ ditc20082cer_en.pdf (дата обращения: 13.04.2018). 3 . Isar Y.R. Creative Economy Report: Widening Local Development Pathways. 2013. 186 p. URL: http:// www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-20 13.pdf (дата обращения: 13.04.2018). 4 . Lhermitte M., Blanc S., Perrin B. (supervision). Cul- tural times: The first global map of cultural and creative industries. Ernst and Young. [December, 2015]. 120 p. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey- cultural-times-2015/%24FILE/ey-cultural-times-2015. pdf (дата обращения: 15.04.2018). 5 . Чепьюк О.Р., Кравченко В.С., Демина М.Г. От креативной экономики к эстетическому капитализму: к вопросу о роли эмоций в экономической коммуни- кации // Философия хозяйства. 2018. № 4. С. 70-82. 6 . Linnet J.T. Interweavings: A cultural phenome- nology of everyday consumption and social atmosphere within Danish middle-class families / Syddansk Univer- sitet. Det Samfundsvidenskabelige Fakultet, 2010. 296 p. 7 . Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес- моделей: настольная книга стратега и инноватора: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012. 288 с. 8 . Российская книжная палата опубликовала ито- ги года // Интернет-портал «ГодЛитературы.РФ». 12.02.2018. URL: https://godliteratury.ru/events/rossiys kaya-knizhnaya-palata-opublikov (дата обращения: 28.01.2019). 9 . Книги съедают долю бумаги // Интернет-портал «ГодЛитературы.РФ». 03.11.2017. URL: https://god literatury.ru/events/yelektronnye-knigi-sedayut-dolyu-buma (дата обращения: 28.01.2019). 10 . В Британии упали продажи электронных книг // Интернет-портал «ГодЛитературы.РФ». 02.05.2017. URL: https://godliteratury.ru/events/v-britanii-upali-proda zhi-yelektronnykh (дата обращения: 28.01.2019). 11 . Отраслевой доклад «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития - 2018». URL: http://bookind.ru/images/docs/Bookmarket-2018.pdf (дата обращения: 28.01.2019). 12 . Воздвиженская А. Электронные книги съеда- ют долю «бумаги» // Российская газета. 01.11.2017. № 248 (7414). URL: https://rg.ru/2017/11/01/rynok- elektronnyh-knig-v-rossii-ocenili-v-38-mlrd-rublej.html (дата обращения: 28.01.2019). 13 . Чепьюк О.Р. Инновационное общество как матрица современной культуры // Философия и культура. 2015. № 8. С. 1169-1174. 14 . Зиятдинова П. Франшизы суши: емкость рынка и разнообразие концепций // Франшиза.ру - актуальные 15 . франшизы 2019 года. URL: https://franshiza.ru/article/ read/franshizy_sushi_emkost_rynka_i_raznoobrazie_konce pcij/ (дата обращения: 28.01.2019). 16 . Изменение возрастной структуры населения и устойчивое развитие. Доклад Генерального секретаря ООН. 3-7.04.2017. URL: un.org/en/development/desa/ population/pdf/commission/2017/documents/ECN920172/ ru.pdf (дата обращения: 28.01.2019). 17 . Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк навсегда: Капитализм в удовольствие / Пер. с англ. К. Вагнер. Стокгольмская школа экономики. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 328 с. 18 . Веблен Т. Теория праздного класса: Пер. с англ. М.: Либроком, 2017. 368 с. 19 . Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М.: Ад Мар- гинем Пресс, 2016. 592 с. 20 . Shaviro S. Accelerationist Aesthetics: Necessary Inefficiency in Times of Real Subsumption // e-flux 46, 2013. URL: http://www.e-flux.com/journal/46/60070/ accelerationist-aesthetics-necessary-inefficiency-in-time s-of-real-subsumption/ |