Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
49-59
Ключевые слова
социализация подростков, макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы социализации, особенности социализации подростков в период перестройки и в настоящее время, social adjustment of adolescents, macro-factors, meso-factors, micro-factors of social adjustment

Авторы
Аверин Юрий Петрович
Сушко Валентина Афанасьевна

Место работы
Аверин Юрий Петрович
Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваLomonosov Moscow State University

Сушко Валентина Афанасьевна
Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваLomonosov Moscow State University


Аннотация
Рассматриваются теоретические и методические подходы к изучению процесса социализации подростков. Выделяются макро-, мезо- и микрофакторы, характер их воздействия на социализацию подростков, их особен- ности в Советском Союзе и в современной России. Раскрывается сопутствующее этому процессу усложнение в условиях социализации подростков: ухудшение материального положения семей, рост преступности, разруше- ние политической системы, социальная нестабильность, отсутствие государственной идеологии, разрушение социалистических ценностей, разнообразие средств массовой информации, распространение Интернета.На основе эмпирических данных двух социологических исследований, проведенных с разницей в 27 лет - в самом конце существования Советского Союза и в современной России, анализируются особенности и ре- зультаты процесса социализации подростков в указанные периоды. Показано, как изменились за последние 27 лет мировоззренческие взгляды подростков на проблему выживания, здоровья, отношений между людьми и государством, национальной культуры. Раскрыт характер изменений ценностной структуры подростков, характеризующей результаты процесса социализации в различных социально-политических и социально- экономических условиях. Показано, как структура данных ценностей изменилась за последние 27 лет и како- ва она в условиях современной России.Сделан вывод о том, что подростки остро чувствуют все изменения, происходящие в обществе, и что данные изменения имеют разнонаправленное влияние на процесс социализации подростков, приводят как к положительным, так и к отрицательным результатам этого процесса. Результаты проведенных исследований помогают увидеть, чем живет юное поколение, что они думают о себе и о взрослых, об обществе и государ- стве, как качественные изменения в состоянии общества влияют на изменения в процессе и результатах со- циализации подростков, в состоянии их сознания. Это знание позволяет понять, в каком направлении дви- жется российское общество, будущее которого находится в руках современных подростков.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. 511 с.
2 . Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
3 . Российский демографический барометр // Демо- скоп Weekly. № 739-740. 11-14 сентября 2017 г. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0739/barom04.php (дата обращения: 15.11.2017).
4 . Численность и состав населения / Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).
5 . Дети в России. 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. 121 с.
6 . Конвенция о правах ребенка // Портал Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ russian/documen/convents/childcon.htm (дата обращения: 20.10.2017).
7 . Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М.: Наука, 1991. 575 с.
8 . Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2006. 304 с.
9 . Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Пер. с англ. Ю.А. Асеева. М.: Наука, 1988. 283 с.
10 . Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М.: Флинта, 2006. 342 с.
11 . Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 605 с.
12 . Заславская Т.И. Современное российское общество: Проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. № 5. С. 5-15.
13 . Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. М.: Омега-Л, 2008.
14 . Российский демографический барометр // Демоскоп Weekly. № 739-740. 11-14 сентября 2017 г. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0739/ba rom04.php (дата обращения: 20.11.2017).
15 . Детский отдых кризисным летом // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/economics/2015-04- 23/4_tourism.html (дата обращения: 20.11.2017).
16 . Основные показатели образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2016/ОО-2017/своды-по-рф (дата обращения: 22.10.2017).
17 . Соколова Э.С. Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки. О красном галстуке с надеждой и тревогой. М.: Молодая гвардия, 1990. 125 с.
18 . Аверин Ю.П. Качество среднего образования и поведение школьников по отношению к учебе: опыт социологического исследования. М.: МАКС Пресс, 2016. 225 с.
19 . Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: Проспект, 2004. 336 с.
20 . Баскаков В.Н., Баскакова М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин. М.: Московский философский фонд, 1999. 200 с.