ВОВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ |
научная статья | 316.334.2 | ||
41-48 | конкуренция, население, вовлеченность, competition, population, involvement |
Анализируются возможности вовлечения населения в процессы регулирования конкуренции на регио- нальном уровне на примере Нижегородской области. Регулирование конкуренции рассматривается как один из основных инструментов развития рынков и территорий. Участие различных групп населения в данном процессе в качестве не только покупателей, но и акторов, способных осознанно предпринимать действия, направленные на изменение ситуации на рынках, выступает важным фактором повышения эффективности регуляционных процессов. В основу публикации положены исследования конкуренции, проводимые иссле- довательским коллективом в Нижегородской области с 2014 г. по 2018 г. Анализ показывает, что основная масса населения не воспринимает идею регулирования конкуренции как возможность повлиять на качество жизни на своей территории. В то же время наблюдаются ростки зарождающегося интереса отдельных групп населения, которые могут при определённой поддержке объединиться в более значимые направления. Ана- лиз показывает зарождение трех основных видов вовлечения населения в процессы развития конкуренции: интернет-технологии для оказания воздействия на бизнес и органы власти; взаимодействие с органами вла- сти и бизнесом по поводу развития рынка; использование протестных форм. Полученный материал позволяет выявить основные проблемы и предпосылки вовлечения населения в процессы регулирования развития кон- куренции на региональных и местных рынках и разрабатывать социальные технологии, направленные на повышение качества жизни на данных территориях и снижение уровня социальной конфликтности. |
1 . Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с. 2 . Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: Указ Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 22.12.2017; Собрание законодательства РФ. 25.12.2017. № 52 (Часть I). Ст. 8111. 3 . Теодорович М.Л., Ивашиненко Н.Н. Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 428-435. 4 . Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с. 5 . Swedberg R. The Market // Contexts. 2007. Vol. 6. № 4. P. 64-66. 6 . Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 328 с. 7 . Abolafia M.Y. and Biggart N.W. Competition and Markets: An Institutional Perspective // In: Socio- Economics: Toward a New Synthesis. Amitai Etzioni and Paul Lawrence (eds.). Armonk, NY: M.E. Sharpe, 1991. 359 р. 8 . Мареева С.В. Динамика норм и ценностей россиян // Социологические исследования. 2013. 7 (351). С. 120-130. 9 . ФОМ: Протесты. URL: https://fom.ru/tag/Protesty 10 . «Великая трансформация» Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее (Серия «Конференции Департамента экономической теории ГУ-ВШЭ») / Под общ. ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. 321 с. 11 . Hsu Meng-Hsiang, Chuang Li-Wen, Hsu Cheng- Se. Understanding online shopping intention: the roles of four types of trust and their antecedents // Internet Re- search. 2014. Vol. 24. Issue 3. Р. 332-352. URL: https://doi.org/10.1108/IntR-01-2013-0007 12 . Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в России: состояние и перспективы // Полис. Политические исследования. 2013. № 1. С. 86-99. 13 . Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения: Монография / Под общ. ред. М.Н. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко. Нижний Новгород - М.: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2013. 268 c. |