ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗАВ УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РИСКИ И ИХ ВОСПРИЯТИЕ |
научная статья | 316.45 | ||
99-108 | молодой преподаватель, риски, неопределенность образовательной среды, восприятие рисков, young university teacher, risks, uncertainty of the educational environment, perception of risks |
Реформирование системы высшего образования происходит через создание новой модели управления, модернизацию устоявшихся привычных форм отношений, что ведет к росту неопределенности в работе пре- подавателя вуза. Особенно это сказывается на статусе молодого преподавателя, который подвергается воз- действию рисков в большей степени. Цель исследования - охарактеризовать особенности восприятия моло- дыми преподавателями своего положения в вузе в условиях повышения неопределенности и нарастания рис- когенности образовательной среды вследствие ее модернизации. Статья основана на анализе результатов анкетирования молодых и опытных преподавателей ПГНИУ. Молодые преподаватели в возрасте до 35 лет характеризуются более низкой степенью лояльности к университету, выделяют такие негативные черты в работе преподавателя, как жесткий контроль со стороны администрации, и большую напряженность работы. Проведен кластерный анализ, и выделены группы уверенных и неуверенных в своей работе в вузе молодых преподавателей. Неуверенные молодые преподаватели не ощущают своей принадлежности к университету, по их мнению, в университете не оцениваются по достоинству заслуги и вклад сотрудников. Наиболее уяз- вимой когортой молодых преподавателей оказались преподаватели-исследователи мужского пола, именно они с большей вероятностью готовы покинуть вуз в поисках нового места работы. |
1 . Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017). 2 . Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р. 3 . Орлова М.А. Терминология и классификация понятия «неопределенность» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 7 (87). С. 43-46. 4 . Райчук Д.Ю. Аудиторная нагрузка ППС в свете мирового опыта // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 105-112. 5 . Батракова И.С., Бордовский В.А., Тряпицын А.В. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 5 (80). С. 28-34. 6 . Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Академическая профессия и идеология «медленной науки» // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 62-70. 7 . Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2017 года. URL: http://stat.miccedu.ru/info/ monitoring16/LO-27-05vn.pdf (дата обращения: 28.05.2018). 8 . Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на 2010-2019 годы. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 13.09.2010 № 1543-р. 9 . План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» на 2016-2020 годы. URL: https://www.kantiana.ru/ 5-100/form_ru.pdf (дата обращения: 20.09.2018). 10 . Целевые индикаторы // Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» до 2020 года. URL: https:// cdnimg.rg.ru/pril/45/48/13/1617_2-1.gif (дата обращения: 29.05.2018). 11 . Назарова И. Трудовые нагрузки: усилия и результаты (преподаватели вузов) // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 37-41. 12 . Березовская Е.А., Крюков С.В. Привлечение и сохранение молодых преподавателей в системе высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 117-122. 13 . Фадеева И.М., Федосеева М.В. Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6 (130). С. 153-163. 14 . Березовская Е.А. Молодые преподаватели: потребности и возможности их реализации в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 97-102. 15 . Ефимова Г.З. Учителя-мужчины и учителя- женщины: общее и различное в социологических портретах // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/137 PVN515.pdf (дата обращения: 30.05.2018). 16 . Статистический сборник ВШЭ «Индикаторы науки: 2018». URL: https://www.hse.ru/primarydata/ in2018 (дата обращения: 30.05.2018). 17 . Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщин // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 26-30. 18 . Рощина Я.М. Трудовые стратегии преподавателей вузов // Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. 2015. № 12. URL: https://memo.hse.ru/news/ 162396102.html (дата обращения: 20.05.2018). 19 . Попова О.И. Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 112-119. 20 . Молодежь и политика: точки соприкосновения / ВЦИОМ 22.05.2017. URL: https://wciom.ru/in dex.php?id=236&uid=1285 (дата обращения: 15.05.2018). 21 . Иванова Е.А. Публикационная активность российских ученых в рейтинге «SCOPUS» (риски реформирования) // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 1. С. 15-24. 22 . Давыдова И.А. Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 169-183. 23 . Семенова В.В. Возраст как социальный ресурс: возможные источники социального неравенства // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 158-169. |