Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗАВ УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РИСКИ И ИХ ВОСПРИЯТИЕ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.45
Страницы
99-108
Ключевые слова
молодой преподаватель, риски, неопределенность образовательной среды, восприятие рисков, young university teacher, risks, uncertainty of the educational environment, perception of risks

Авторы
Балезина Екатерина Андреевна

Место работы
Балезина Екатерина Андреевна
Пермский государственный национальный исследовательский университетPerm State National Research University


Аннотация
Реформирование системы высшего образования происходит через создание новой модели управления, модернизацию устоявшихся привычных форм отношений, что ведет к росту неопределенности в работе пре- подавателя вуза. Особенно это сказывается на статусе молодого преподавателя, который подвергается воз- действию рисков в большей степени. Цель исследования - охарактеризовать особенности восприятия моло- дыми преподавателями своего положения в вузе в условиях повышения неопределенности и нарастания рис- когенности образовательной среды вследствие ее модернизации. Статья основана на анализе результатов анкетирования молодых и опытных преподавателей ПГНИУ. Молодые преподаватели в возрасте до 35 лет характеризуются более низкой степенью лояльности к университету, выделяют такие негативные черты в работе преподавателя, как жесткий контроль со стороны администрации, и большую напряженность работы. Проведен кластерный анализ, и выделены группы уверенных и неуверенных в своей работе в вузе молодых преподавателей. Неуверенные молодые преподаватели не ощущают своей принадлежности к университету, по их мнению, в университете не оцениваются по достоинству заслуги и вклад сотрудников. Наиболее уяз- вимой когортой молодых преподавателей оказались преподаватели-исследователи мужского пола, именно они с большей вероятностью готовы покинуть вуз в поисках нового места работы.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017).
2 . Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.
3 . Орлова М.А. Терминология и классификация понятия «неопределенность» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 7 (87). С. 43-46.
4 . Райчук Д.Ю. Аудиторная нагрузка ППС в свете мирового опыта // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 105-112.
5 . Батракова И.С., Бордовский В.А., Тряпицын А.В. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 5 (80). С. 28-34.
6 . Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Академическая профессия и идеология «медленной науки» // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 62-70.
7 . Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2017 года. URL: http://stat.miccedu.ru/info/ monitoring16/LO-27-05vn.pdf (дата обращения: 28.05.2018).
8 . Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на 2010-2019 годы. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 13.09.2010 № 1543-р.
9 . План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» на 2016-2020 годы. URL: https://www.kantiana.ru/ 5-100/form_ru.pdf (дата обращения: 20.09.2018).
10 . Целевые индикаторы // Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» до 2020 года. URL: https:// cdnimg.rg.ru/pril/45/48/13/1617_2-1.gif (дата обращения: 29.05.2018).
11 . Назарова И. Трудовые нагрузки: усилия и результаты (преподаватели вузов) // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 37-41.
12 . Березовская Е.А., Крюков С.В. Привлечение и сохранение молодых преподавателей в системе высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 117-122.
13 . Фадеева И.М., Федосеева М.В. Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6 (130). С. 153-163.
14 . Березовская Е.А. Молодые преподаватели: потребности и возможности их реализации в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 97-102.
15 . Ефимова Г.З. Учителя-мужчины и учителя- женщины: общее и различное в социологических портретах // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/137 PVN515.pdf (дата обращения: 30.05.2018).
16 . Статистический сборник ВШЭ «Индикаторы науки: 2018». URL: https://www.hse.ru/primarydata/ in2018 (дата обращения: 30.05.2018).
17 . Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщин // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 26-30.
18 . Рощина Я.М. Трудовые стратегии преподавателей вузов // Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. 2015. № 12. URL: https://memo.hse.ru/news/ 162396102.html (дата обращения: 20.05.2018).
19 . Попова О.И. Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 112-119.
20 . Молодежь и политика: точки соприкосновения / ВЦИОМ 22.05.2017. URL: https://wciom.ru/in dex.php?id=236&uid=1285 (дата обращения: 15.05.2018).
21 . Иванова Е.А. Публикационная активность российских ученых в рейтинге «SCOPUS» (риски реформирования) // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 1. С. 15-24.
22 . Давыдова И.А. Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 169-183.
23 . Семенова В.В. Возраст как социальный ресурс: возможные источники социального неравенства // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 158-169.