РОССИЙСКИЕ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛИ: ОСОБЕННОСТИ «ЖЕНСКОЙ» ЗАНЯТОСТИ И ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ |
научная статья | 316 | ||
62-69 | социология профессий, социология образования, учитель, воспитатель, sociology of professions, sociology of education, school teacher, preschool teacher |
Рассматривается внутрипрофессиональная дифференциация группы педагогов общего образования. Ре- зультаты опроса школьных учителей и воспитателей детских садов позволяют отметить как сходство, так и расхождения в оценках статуса профессии. Изменения в сфере трудовых отношений в постсоветский период способствовали росту значимости стабильности занятости в глазах работников, зачастую за счет ослабления требований к правовой защищенности и корпоративной автономии, а зачастую и доходу. Особенно осложня- ется ситуация в сфере дошкольного образования, что, в сочетании с большей укорененностью гендерных стереотипов в профессиональной культуре, влечет за собой ресурсное неравенство групп, способствует рас- пространению мнения о необходимости мириться с низкими статусными показателями, недостатками усло- вий труда. |
1 . Blau F.D., Kahn L.M. The gender pay gap // The Economists’Voice. 2007. Vol. 4. 6 p. 2 . England P., Hermsen J.M., Cotter D.A. The devaluation of women’s work: a comment on Tam // American Journal of Sociology. 2000. Vol. 105. № 6. P. 1741-1751. 3 . Jacobs J., Steinberg R. J. Compensating differen- tials and the male-female wage gap: evidence from the New York State comparable worth study // Social Forces. 1990. 69(2). P. 439-468. 4 . Hsieh C.-T., Hurst E., Jones C. I., Klenow P.J. The allocation of talent and U.S. economic growth // NBER Working Paper No. 18693. 2010. 46 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nber.org/papers/w18693.pdf (дата обращения: 01.02.2017). 5 . Рощин С.Ю., Зубаревич Н.В. Доклад «Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в контексте целей развития тысячелетия». Гендерная тематическая группа агентств ООН. 2005 // Официальный сайт Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.undp.ru/Gender_MDG_rus.pdf (дата обращения: 21.07.2017). 6 . Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщины // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 122-133. 7 . Cotter D.A., Hermsen J.M., Vanneman R. Gender in- equality at work. New York, NY: Russell Sage Foundation and Population Reference Bureau, 2004. 32 p. 8 . Carmichael F. Intergenerational mobility and occupational status in Britain // Applied Economic Letters. 2000. 7. P. 391-396. 9 . Eberharter V.V. The intergenerational transmission of occupational preferences, segregation, and wage inequality - Empirical evidence from three countries. SOEP papers on Multidisciplinary Panel Data Research. 2012. № 506. 25 p. 10 . McMahon M., Patton W. Gender differences in children and adolescents‘ perceptions of influences on their career // School Counselor. 1997. 44 (5). P. 368-376. 11 . Cook E.P., Heppner M.J., O‘Brien K.M. Career development of women of color and white women: Assumptions, conceptualization, and intervention from an ecological perspective // The Career Development Quarterly. 2002. 50 (4). P. 291-305. 12 . Ярошенко С. Гендерные различия стратегий занятости работающих бедных в России // Рубеж. 2001. № 16/17. С. 31-32. 13 . England P. Emerging theories of care // Annual Review of Sociology. 2005. № 31(1). P. 381-399. 14 . Skelton C. The 'feminisation of schooling' or 'remasculinising' primary education? // International Studies in Sociology of Education. 2002. 12:1. P.77-96. 15 . Кон И.С. Кризис бесполой педагогики // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 2(7). Июнь 2010. 16 . Galambos N.L., Silbereisen R.K. Income change, parental life outlook, and adolescent expectations for job success // Journal of Marriage and the Family. 1987. Vol. 49. P. 141-149. 17 . Kniveton B.H. The influences and motivations on which students base their choice of career // Research in Education. 2004. 72. P. 47-59. 18 . Floud J.E., Scott W. Recruitment to teaching in England and Wales // Education, Economy and Society / Halsey A.H., Floud J.E., Anderson C.A. (eds.). New York: The Free Press, 1961. P. 527-544. 19 . Betz M., Garland J. Intergenerational mobility rates of urban school teachers // Sociology of Education. 1974. 47. 4. P. 511-522. 20 . Собкин В.С., Ткаченко О.В., Федюнина А.В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 304-320. 21 . Chevalier A. Just like daddy: the occupational choice of UK graduates. Dublin: WP University College Dublin, 2002. 42 p. 22 . Колесникова Е.М. Педагоги дошкольного образования: специфика профессиональной группы и рынка услуг // Вестник Института социологии. 2013. № 2 (7). С. 129-152. 23 . Колесникова Е.М. Педагоги частного и государственного дошкольного образования: статус группы и перспективы развития // Социологический журнал. 2016. Т. 22. № 1. С. 114-132. 24 . Колесникова Е.М., Митрохина Е.В. Воспитатели и учителя об условиях труда и организационной поддержке // Вестник Института социологии. 2017. № 20. C. 13-34. 25 . Reskin B.F., Roos P. (eds.) Job queues, gender queues: Explaining women’s inroads into male occupations. Philadelphia: Temple University Press, 1990. 400 p. 26 . Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф. Женское образование в России. М.: Дрофа, 2009. 275 с. 27 . Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 603 с. 28 . Симонович А. К истории детского сада. По материалам журнала «Вестник воспитания», 1896 г. // Официальный сайт журн. «Дошкольное образование». 2005. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://dob. 1september.ru/article.php?ID=200500204 (дата обращения: 01.02.2017). 29 . Education at a Glance 2017. OECD Indicators. Who are the teachers? D5 Gender profile of teachers [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibra ry.org/education/education-at-a-glance-2017_eag-2017-en (дата обращения: 01.02.2017). 30 . Образование в Российской Федерации. Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 464 с. 31 . «Мужские» и «женские» профессии по мнению россиян. ФОМ. 2013 г. // Официальный сайт ФОМ [Электронный ресурс]. URL: http://www. demoscope.ru/weekly/2013/0563/opros01.php (дата обращения: 01.02.2017). 32 . Sargent P. Real men or real teachers? Contradictions in the lives of men elementary teachers // Men and Masculinities. 2000. 2(4). Р. 410-433. 33 . Sumsion J. Critical reflections on the experience of a male early childhood worker // Gender and Educa- tion. 1999. 11(4). Р. 455-468. 34 . Стабильность или реформы? ФОМ. 2016 г. // Официальный сайт ФОМ [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/TSennosti/12765 (дата обращения: 01.02.2017). 35 . Scoppa V. Intergenerational transfers of public sector jobs: a shred of evidence on nepotism // Public Choice. October 2009. Vol. 141. Issue 1. Р. 167-188. 36 . Дифференциация заработной платы работников по профессиональным группам // Официальный сайт ГКС [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/B12_04/IssWWW.exe/Stg/d06/3-plat.htm (дата обращения: 01.02.2017). 37 . Образование в Российской Федерации: стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, ЦИСН, 2003. 255 с. 38 . Индикаторы образования. Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 176 с. 39 . Мониторинг качества приема в вузы. Основные итоги 2016 // Официальный сайт ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/ ege/stata_2016 (дата обращения: 01.02.2017). 40 . Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе. М., 1999. 250 с. 41 . Индикаторы экономики образования. 13 вол- на. 2015 год // Официальный сайт ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://memo.hse.ru/ind (дата обращения: 01.02.2017). 42 . European Commission/EACEA/Eurydice. The Teaching Profession in Europe: Practices, Perceptions, and Policies. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. doi: 10.2797/031792. 2015. 134 p. 43 . Hargreaves L., Cunningham M., Everton T. et al. The status of teachers and the teaching profession: views from inside and outside the profession: interim findings from the teacher status project. Research Report 755. London: DfES, 2006. 94 p. [Электронный ресурс]. URL: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/2013040115171 5/http://www.education.gov.uk/publications/eOrderingDow nload/RR755.pdf (дата обращения: 01.02.2017). 44 . Treiman D.J., Hartmann H. Women, work, and wages: Equal pay for jobs of equal value. Washington, DC: National Academy Press, 1981. 148 p. 45 . Berry B. Recruiting and retaining quality teachers for high-needs schools: Insights from NBCT summits and other policy initiatives. Washington, DC: National Education Association, 2007. 22 p. [Электронный ре- сурс]. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED5197 14.pdf (дата обращения: 01.02.2017). |