ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ - ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ |
научная статья | 378.1:811.111 | ||
157-165 | компетентностный подход, иноязычное обучение, иноязычная профессиональная рече- вая компетенция, архитектурно-строительные профили, формирование ИПРК, педагогические технологии, competency-based approach, foreign language training, foreign language profes |
На основе анализа истории становления и разработки компетентностного подхода высказано и обоснова- но предположение о системообразующем положении иноязычной профессиональной речевой компетенции (ИПРК) в иноязычном обучении. Показан е? потенциал в интеграции общекультурных и профессиональных компетенций студентов архитектурно-строительных профилей. Дано определение ИПРК для данных профи- лей, учитывающее специфику архитектурно-строительных профессий и отражающее необходимость освое- ния всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), а также полный компо- нентный состав данной компетенции. На основе организационной структуры деятельности описаны этапы формирования ИПРК бакалавров архитектурно-строительных профилей, которые позволяют упорядочить использование современных педагогических технологий. Представлены результаты педагогического экспе- римента, свидетельствующие об успешности формирования исследуемой ИПРК. |
![]() |
1 . Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge (Massachusetts): M. I. T. Press, 1965. 401 p. 2 . Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 22-27. 3 . Бим И.Л., Хуторской А.В. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Рос. акад. образования, Ин-т содержания и методов обучения [и др.]; под ред. А.В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. С. 156-163. 4 . Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку: Сб. прогр.- нормат. док. / М-во образования Рос. Федерации; сост. В.Н. Симкин. М.: Дрофа, 2000. 156 с. 5 . Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного: (Метод. основы). М.: Рус. яз., 1984. 144 с. 6 . Зимняя И.А. Особенности создания проблемных ситуаций при обучении иностранному языку // Проблемное обучение в специальном вузе: Тез. 12-й науч.- метод. конф. / Воен. ин-т иностр. яз. М.: Изд-во Военного ин-та иностранных языков, 1977. С. 102-104. 7 . Леонтьев А.А. Обучение умениям педагогического общения и проблемы подготовки преподавателей РКИ // Теория и практика преподавания русского языка и литературы. М.: Русский язык, 1979. С. 55-64. 8 . Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: ИСТОКИ, 1996. 239 с. 9 . Тер-Минасова С.Г., Соловова Е.Н. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов. М.: [б. и.], 2009. 24 с. 10 . Манаенкова М.П. Речевая компетенция в контексте личностно-профессиональных компетенций студента // Гаудеамус. 2014. № 1 (23). С. 28-32. 11 . Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2013lib.ru/dictionary/890/page/58 (дата обращения: 10.06.2017). 12 . Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с. 13 . Дмитриевых И.Л., Куклина С.С. Структура и содержание речевой компетенции студента неязыкового вуза // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 160-164. 14 . Покушалова Л.В. Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2. С. 151-154. Режим доступа: https:// moluch.ru/archive/26/2761/ (дата обращения: 07.06.2018). 15 . Мельников М.В. Формирование речевой компетентности будущих инженеров в процессе обучения английскому языку с использованием психолингвистических формул: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2011. 30 с. 16 . Нежурина Н.Ю. Формирование коммуникативно-речевой компетенции школьников посредством дебатной технологии: Дис. … канд. пед. наук. Воронеж: Воронежск. гос. ун-т, 2016. 197 с. 17 . Петрова Е.О. Формирование готовности студентов к профессионально-ориентированному иноязычному обучению в образовательной среде вуза: Дис. … канд. пед. наук. Красноярск: Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. 174 с. 18 . Саркисян Т.А. Формирование иноязычной речевой компетенции студентов нелингвистических вузов // Приволжский научный журнал. 2013. № 2 (26). С. 134-138. 19 . Марико В., Швец И. Развитие профессиональных компетенций педагога. Saarbr?cken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 207 р. |