СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СФЕРЕКЛИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС-ТРЕНЕРОВ) |
научная статья | 316.354:351/354, 159.9(07) | ||
75-81 | предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, клиент- ориентированность бизнеса, фитнес-тренеры, клиенты, направленность самоактуализации, темпераменталь- ные характеристики, профессиональная успешность, business activity, individual e |
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования самоактуализации индивидуальных предпринимателей как фактора клиент-ориентированности и личностной характеристики субъекта трудовой деятельности. Разработана типология самоактуализации, имеющая в своей основе альтруистически- эгоистический и профессионально-личностный векторы направленности. Дан сравнительный анализ харак- теристик самоактуализации индивидуальных предпринимателей на примере персональных фитнес-тренеров и тренеров групповых программ с разными характеристиками темперамента и разными уровнями профес- сиональной успешности, которая определялась востребованностью тренера клиентами. Показано, что про- фессиональная успешность специалиста в клиентоориентированной сфере зависит, в первую очередь, от на- правленности самоактуализации. Менее важным фактором, но также оказывающим существенное влияние на успешность тренера - индивидуального предпринимателя, является соответствие характеристик экстравер- сии-интроверсии клиента и тренера. Обосновано положение о ценностной неоднородности самоактуализа- ционной мотивации. |
1 . Путин В.В. Выступление на съезде партии «Единая Россия» 23 декабря 2017 г. URL: http:// kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/56478 2 . Рыбалка А., Сальников В. Банкротства юридических лиц в России: основные тенденции. III квартал 2017 / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ВШЭ. URL: http:// www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/PROM/2017/Bn krpc-3-17.pdf 3 . Kohli A., Jaworski J. Market orientation: Antece- dents and consequences // Journal of Marketing. 1993. Vol. 57. July. P. 53-70. 4 . Narver J.C., Slater F.S. The effect of a market orientation on business profitability // Journal of Market- ing. 1990. Vol. 54. October. P. 20-35. 5 . Fornell C., Rust R.T. and Dekimpe M.G. The effect of customer satisfaction on consumer spending growth // Journal of Marketing Research. 2010. Vol. 47. № 1. P. 28-35. 6 . Медведев назвал качество сервиса в Крыму «даже не российским». URL: http://www.forbes.ru/ news/289557-medvedev-nazval-kachestvo-servisa-v-kry mu-dazhe-ne-rossiiskim 7 . Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. 378 с. 8 . Skinner B.F. Recent issues in the analysis of beha- vior. Columbus, OH: Merril Publishing Company, 1989. 147 p. 9 . Homburg C., Koschate N., Hoyer W.D. The role of cognition and affect in the formation of customer satisfaction: a dynamic perspective // Journal of Marketing. 2006. Vol. 70. № 3. Р. 21-31. 10 . Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исследования // Психология. Журнал ВШЭ. 2011. Т. 8. № 2. С. 28-39. 11 . Захарова Л.Н. Бизнес заботы: организационная культура и социально-психологический потенциал развития предприятий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. №. 5. С. 388-395. 12 . Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2001. 13 . Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 2008. 412 с. 14 . Акиндинова И.А. Различные аспекты самоактуализации в профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. Тезисы докладов межвузовской научной конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. C. 22-30. 15 . Анцыферова Л.И. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу // Вопросы психологии. 1970. № 3. 16 . Чередниченко И.П. Формирование самоактуализационных качеств старшеклассников в условиях интегративного обучения: Дис.. кандидата педагогических наук / Волгогр. гос. пед. университет. Волгоград, 2010. 17 . Schwartz S.H., Bardi А. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psychology. 2001. Vol. 32. P. 268-290. 18 . Здравомыслов Л.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 224 с. 19 . Strelau J. Temperament. A psychological pers- pective. Boston, MA: Springer, 2002. 468 p. 20 . Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. 701 с. |