Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВС ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.4.042
Страницы
163-171
Ключевые слова
Закон об образовании, студенты с особыми образовательными потребностями, профес- сиональная адаптация к обучению, педагогические технологии, Law on Education, students with special educational needs, professional adaptation to learning, educational techno

Авторы
Скамьянова Татьяна Юрьевна

Место работы
Скамьянова Татьяна Юрьевна
Управление социальной и внеучебной работой Пермского национального исследовательского политехнического университетаPerm National Research Polytechnic University


Аннотация
Студенты с особыми образовательными потребностям нуждаются в повышенном внимании педагогов. Они значительно чаще благополучных студентов отчисляются из вузов, поскольку отстают от нормативных требований учебного процесса. Как показал анализ педагогической литературы, профессиональная адаптация студентов с особыми образовательными потребностями в высшем инженерном образовательном учреждении учеными-педагогами не изучалась. В статье представлены приоритетные направления профессиональной адаптации таких студентов с использованием педагогических технологий контекстного обучения, учения через обучение и разноуровневого обучения. Экспериментальная проверка предложенных педагогических условий подтвердила эффективность такого взаимодействия между субъектами педагогического процесса. Эти условия способствуют формированию у студентов с особыми образовательными потребностями профес- сиональной культуры, в том числе определенных способов поведения, позволяющих им справляться с адап- тационными трудностями и укреплять свое здоровье.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Вербицкий А.А. Контекстное образование: проблемы и перспективы // Педагогика. 2014. № 9. С. 3-14.
2 . Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 208 с.
3 . Шац И.К., Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Философские основы здоровьесберегающей педаггики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2016. № 4. Ч. II. С. 316-319.
4 . Никуленкова О.Е. Предупреждение внутриличностных конфликтов студентов с учетом специфики гендерной идентичности в условиях вуза // Ежемесячный научный журнал. 2015. № 4 (9). Ч. 4. С. 148-150.
5 . Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 30.01.2018).
6 . Трудовой кодекс РФ, статья 254; статья 255; статья 261 и др. Принят Государственной Думой 21.12.2001. Одобрен Советом Федерации 26.12.2001 // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
7 . Дополнительная образовательная программа «Соучастие в судьбе» // Сборник программно-методических материалов. Пермь: ОТ и ДО, 2010. С. 1-8.
8 . Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
9 . Плотникова Л.Н. История и культура глухих. Ульяновск, 2014. Режим доступа: https://infourok.ru /istoriya_i_kultura_gluhih-407831.htm (дата обращения: 30.01.2018).
10 . Сиротские суды // Большой юридический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// geonetia.ru (дата обращения: 08.12.2017).
11 . Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml (дата обращения: 29.03.2018).
12 . Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 50-60.
13 . Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 13. № 3. С.134-136.
14 . Иксанова Г.Р. Педагогические условия адаптации студентов младших курсов к кредитной системе обучения: Дис. … канд. пед. наук. Казань: Казанский госуд. технич. ун-т, 2006. 204 с.
15 . Кокорина О.Р. Здоровьесбережение личности в условиях высшего педагогического образования: Дис. … д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 2012. 459 с.
16 . Царькова Н.М. Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин: Дис. … канд. пед. наук. Ярославль: Ярославский госуд. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2013. 196 с.
17 . Сигал Н.Г. Современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом: Дис. … канд. пед. наук. Казань: Казанский федеральный ун-т, 2016. 210 с.
18 . Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / Под ред. Б.Б. Айсмонтаса: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. М.: МГППУ, 2013. 334 с.
19 . Поваренков Ю.П. Уточнение предмета, метода и основных задач психологии профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. С. 156-164.
20 . Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: ВЛАДОС, 2006. 239 с.
21 . Ситаров В.А. Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3. С. 243-248.
22 . Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в современном педагогическом вузе: Дис. … д-ра пед. наук. Ярославль: ГПУ, 2012. 372 с.
23 . Skamyanova T.Yu., Kosolapova L.A. Pedagogi- cally Controlled Conditions for Adapting Students with Special Educational Needs to Their Studies As Apossi- bility of Training to be Transferred to The Desired University // Man In India (Scopus). 2017. № 97 (5). P. 145-157.
24 . Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010. 158 с.
25 . Скамьянова Т.Ю. Адаптационное сопровождение процесса обучения студентов с особыми образовательными потребностями // Вестник Брянского государственного университета. Серия «Педагогические науки». 2017. № 1. С. 368-374.
26 . Пискун О.Е. Влияние особенностей интеллекта на адаптацию студентов к обучению в техническом вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 11. С. 123-125.
27 . Скамьянова Т.Ю. Анализ учебной успешности студентов-первокурсников виктимного типа поведения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 5. С. 23-24.
28 . Скамьянова Т.Ю. Условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к образовательному процессу вуза // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2016. № 4. Часть II. С. 246-255.
29 . Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого- педагогических исследований: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Борытко. М.: Академия, 2008. 320 с.
30 . Скамьянова Т.Ю. Адаптированные педагогические технологии // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 261-266.
31 . Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. № АК-44/05 вн, от 08.04.2014. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2014. 19 с. Режим доступа: http://www.rudn.ru/file.php?id=5027 (дата обращения: 30.01.2018).
32 . Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
33 . Скамьянова Т.Ю. Педагогические условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 39-47.
34 . Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: Дис. … д-ра психол. наук. Ярославль: ГПУ, 1999. 359 с.
35 . Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.