Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
372.853
Страницы
157-162
Ключевые слова
экспериментальная деятельность, критерии эффективности обучения физике, школьный физический эксперимент, методика обучения учащихся экспериментальной деятельности по физике, Феде- ральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общег

Авторы
Полушкина Светлана Владимировна

Место работы
Полушкина Светлана Владимировна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod


Аннотация
Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема повышения эффективности обучения физике в соответствии с требованиями ФГОС. Проведен анализ требований к результатам освоения основной обра- зовательной программы согласно новому образовательному стандарту. Отражена актуальность проблемы несоответствия существующих методик обучения стандартам второго поколения. Рассмотрен критериальный подход к оценке усвоения нового физического знания, который представляет собой систему уровней, где переход к каждому последующему уровню может осуществляться только при наличии предыдущего. Пред- лагается методика обучения учащихся экспериментальной деятельности по физике, основанная на реализа- ции системно-деятельностного подхода с использованием школьного физического эксперимента. В основе методики лежит деятельность учащихся по усвоению не только содержания, но и процесса получения нового познавательного результата. Описаны результаты внедрения предложенной методики в образовательный процесс ряда школ. Приводятся результаты эксперимента, которые подтвердили повышение эффективности учебного процесса по физике и достижение учащимися уровня усвоения физического содержания, соответ- ствующего требованиям ФГОС при реализации предложенной методики.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Разумовский В.Г. Естественнонаучное образование и конкурентоспособность // Педагогика. 2013. 0.05 ского значение (?2 = 7.8). № 7. С. 14-25.
2 . Деева Е.П., Лебедева О.В. Физический практикум в физико-математическом лицее в условиях введения ФГОС // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №4 (40). С. 175-181.
3 . Майер В.В., Вараксина Е.И. Образовательные ресурсы проектной деятельности школьников по физике: Монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 228 с.
4 . Майер В.В., Вараксина Е.И. Простые опыты с неодимовыми магнитами // Учебная физика. 2009. № 3. С. 3-20.
5 . Вараксина Е.И. Теория и методика учебного физического эксперимента с упругими волнами ультразвукового диапазона низкой частоты: Дис.. канд. пед. наук. Глазов: ГГПУ, 2006. 220 c.
6 . Вараксина Е.И., Майер В.В. Учебные проекты по школьному физическому эксперименту: 7 класс. Дидактические ресурсы проектной деятельности. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 172 с.
7 . Никифоров Г.Г., Поваляев О.А., Майер В.В. и др. Учебный физический эксперимент. Современные технологии: 7-11 классы: Методическое пособие / Под ред. Г.Г. Никифорова. М.: Вентана-Граф, 2015. 112 с.
8 . Никифоров Г.Г., Ермолаев А.В., Масленникова Е.В. Ключевые самостоятельные экспериментальные исследования // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Вып. 27. М.: ИСМО РАО, 2017. С. 41-43.
9 . Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48 с. (Стандарты второго поколения).
10 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 20.03.2018).
11 . Гребенев И.В., Масленникова Ю.В., Лебедева О.В. Интегративная основа формирования познавательных умений учащихся //Педагогика. 2018. № 2. С. 52-58.
12 . Полушкина С.В. Модель учебного процесса по усвоению способа получения знаний учащимися на основе школьного физического эксперимента // Модели и моделирование в методике обучения физике: Материалы докладов VII Всероссийской научно-теоретической конференции. Киров: Радуга- Пресс, 2016. С. 4-9.
13 . Казарин П.В., Полушкина С.В. Алгоритм конструирования учебного процесса на основе учебного физического эксперимента // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. Вып. № 1(41). С. 185- 190.
14 . Гребенев И.В., Полушкина С.В. Методическая эффективность школьного физического эксперимента // Школа будущего. 2012. № 3. С. 14-18.