ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ |
научная статья | 372.853 | ||
157-162 | экспериментальная деятельность, критерии эффективности обучения физике, школьный физический эксперимент, методика обучения учащихся экспериментальной деятельности по физике, Феде- ральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общег |
Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема повышения эффективности обучения физике в соответствии с требованиями ФГОС. Проведен анализ требований к результатам освоения основной обра- зовательной программы согласно новому образовательному стандарту. Отражена актуальность проблемы несоответствия существующих методик обучения стандартам второго поколения. Рассмотрен критериальный подход к оценке усвоения нового физического знания, который представляет собой систему уровней, где переход к каждому последующему уровню может осуществляться только при наличии предыдущего. Пред- лагается методика обучения учащихся экспериментальной деятельности по физике, основанная на реализа- ции системно-деятельностного подхода с использованием школьного физического эксперимента. В основе методики лежит деятельность учащихся по усвоению не только содержания, но и процесса получения нового познавательного результата. Описаны результаты внедрения предложенной методики в образовательный процесс ряда школ. Приводятся результаты эксперимента, которые подтвердили повышение эффективности учебного процесса по физике и достижение учащимися уровня усвоения физического содержания, соответ- ствующего требованиям ФГОС при реализации предложенной методики. |
1 . Разумовский В.Г. Естественнонаучное образование и конкурентоспособность // Педагогика. 2013. 0.05 ского значение (?2 = 7.8). № 7. С. 14-25. 2 . Деева Е.П., Лебедева О.В. Физический практикум в физико-математическом лицее в условиях введения ФГОС // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №4 (40). С. 175-181. 3 . Майер В.В., Вараксина Е.И. Образовательные ресурсы проектной деятельности школьников по физике: Монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 228 с. 4 . Майер В.В., Вараксина Е.И. Простые опыты с неодимовыми магнитами // Учебная физика. 2009. № 3. С. 3-20. 5 . Вараксина Е.И. Теория и методика учебного физического эксперимента с упругими волнами ультразвукового диапазона низкой частоты: Дис.. канд. пед. наук. Глазов: ГГПУ, 2006. 220 c. 6 . Вараксина Е.И., Майер В.В. Учебные проекты по школьному физическому эксперименту: 7 класс. Дидактические ресурсы проектной деятельности. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 172 с. 7 . Никифоров Г.Г., Поваляев О.А., Майер В.В. и др. Учебный физический эксперимент. Современные технологии: 7-11 классы: Методическое пособие / Под ред. Г.Г. Никифорова. М.: Вентана-Граф, 2015. 112 с. 8 . Никифоров Г.Г., Ермолаев А.В., Масленникова Е.В. Ключевые самостоятельные экспериментальные исследования // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Вып. 27. М.: ИСМО РАО, 2017. С. 41-43. 9 . Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48 с. (Стандарты второго поколения). 10 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 20.03.2018). 11 . Гребенев И.В., Масленникова Ю.В., Лебедева О.В. Интегративная основа формирования познавательных умений учащихся //Педагогика. 2018. № 2. С. 52-58. 12 . Полушкина С.В. Модель учебного процесса по усвоению способа получения знаний учащимися на основе школьного физического эксперимента // Модели и моделирование в методике обучения физике: Материалы докладов VII Всероссийской научно-теоретической конференции. Киров: Радуга- Пресс, 2016. С. 4-9. 13 . Казарин П.В., Полушкина С.В. Алгоритм конструирования учебного процесса на основе учебного физического эксперимента // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. Вып. № 1(41). С. 185- 190. 14 . Гребенев И.В., Полушкина С.В. Методическая эффективность школьного физического эксперимента // Школа будущего. 2012. № 3. С. 14-18. |