ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К ИЗУЧЕНИЮ ВЕРОЯТНОСТНЫХ РАЗДЕЛОВ МАТЕМАТИКИ |
научная статья | 378 | ||
142-150 | обучение стохастике, отношение студентов, ценности, эмоции, опрос студентов, teaching stochastics, student attitude, values, emotions, student survey |
Несмотря на то что элементы теории вероятностей сегодня включены в школьную программу, студенты вузов испытывают значительные затруднения при изучении вероятностных разделов математики (стохасти- ки). Для того чтобы эффективно устранять возникающие проблемы, важно знать отношение студентов к изу- чаемым учебным дисциплинам вероятностного цикла. Данная статья посвящена исследованию двух аспектов отношения студентов к стохастике: ценностно-мировоззренческих убеждений и эмоционального восприятия. Для этих целей была разработана анкета и проведен опрос студентов. Полученные результаты были исследо- ваны посредством применения статистических методов: факторного, кластерного и корреляционного анали- за. Факторный и кластерный анализ подтвердили наличие двух шкал в структуре анкеты: ценности (V-шкала) и эмоции (E-шкала). Рассчитанные для каждой из полученных шкал значения показателя внутренней согла- сованности Альфа Кронбаха превысили 0.7, что свидетельствует о надежности разработанной анкеты. Кор- реляционный анализ выявил наличие статистически значимых связей между переменными, отражающими ценностно-мировоззренческие представления студентов, и переменными, отражающими тревожность и ин- терес к предмету. Полученные результаты подтверждают необходимость целостного личностно- ориентированного подхода к преподаванию стохастики и могут быть полезны для совершенствования про- цесса обучения в вузе. |
1 . Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/12/Concept _mathematika.pdf (дата обращения: 01.02.2018). 2 . Kuznetsova E., Matytcina M. A multidimensional approach to training mathematics students at a university: improving the efficiency through the unity of social, psychological and pedagogical aspects // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 2018. Vol. 49(3). P. 401-416. 3 . Gal I., Ginsburg L. The role of beliefs and attitudes in learning statistics: Towards an assessment framework // Journal of Statistics Education. 1994. Vol. 2(2). Режим доступа: https://ww2.amstat.org/publica tions/jse/v2n2/gal.html (дата обращения: 01.02.2018). 4 . Ma X., Kishor N. Assessing the relationship between attitude toward mathematics and achievement in mathematics: A meta-analysis // Journal for Research in Mathematics Education. 1997. Vol. 28(1). P. 26-47. 5 . Кузнецова Е.В. К вопросу о взаимосвязи знания и понимания в процессе преподавания математики // Преподаватель XXI век. 2013. Т. 1. № 3. С. 52-57. 6 . Lipnevich A.A., Preckel F., Krumm S. Mathematics attitudes and their unique contribution to achievement: Going over and above cognitive ability and personality // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 47. P. 70-79. 7 . Ashcraft M.H. Math anxiety: Personal, educational, and cognitive consequences // Current Directions in Psychological Science. 2002. Vol. 11(5). P. 181-185. 8 . Pekrun R., Lichtenfeld S., Marsh H.W., Murayama K., Goetz T. Achievement Emotions and Academic Performance: Longitudinal Models of Reciprocal Effects // Child Development. 2017. Vol. 88(5). P. 1653-1670. 9 . Primi C., Donati M.A., Chiesi F. The Role of Statistics Anxiety in Learning Probability // Batanero C., Chernoff E. (eds) Teaching and Learning Stochastics. ICME-13 Monographs. Springer, Cham, 2018. P. 145-157. 10 . Tapia M., Marsh G.E. An instrument to measure mathematics attitudes // Academic Exchange Quarterly. 2004. Vol. 8(2). P. 16-22. 11 . Sandman R.S. The Mathematics Attitude Inventory: Instrument and User's Manual // Journal for Re- search in Mathematics Education. 1980. Vol. 11(2). P. 148-149. 12 . Nolan M.M., Beran T., Hecker K.G. Surveys assessing students' attitudes toward statistics: a systematic review of validity and reliability // Statistics Education Research Journal. 2012. Vol. 11(2). P. 103-123. 13 . Mega C., Ronconi L., De Beni R. What makes a good student? How emotions, self-regulated learning, and motivation contribute to academic achievement // Journal of Educational Psychology. 2014. Vol. 106(1). P. 121-131. 14 . Aiken L.R. Two scales of attitude toward mathematics // Journal for Research in Mathematics Educa- tion. 1974. Vol. 5(2). P. 67-71. 15 . Fennema E., Sherman J.A. Fennema-Sherman attitudes scale: Instrument designed to measure attitudes towards the learning of mathematics by males and females // Journal for Research in Mathematics Education. 1976. Vol. 7(5). P. 324-326. 16 . Zakariya Y.F. Development of Attitudes towards Mathematics Scale (ATMS) using Nigerian Data-Factor Analysis as a Determinant of Attitude Subcategories // International Journal of Progressive Education. 2017. Vol. 13(2). P. 74-84. 17 . Tabuk M., Haci?mero?lu G. Turkish adaptation of attitude towards mathematics instrument // Journal of Theory and Practice in Education. 2015. Vol. 11(1). P. 245-260. 18 . Gener S., Subia G.S., Salangsang L.G., Medrano Attitude and performance in mathematics I of bachelor of elementary education students: a correlational analysis // American Scientific Research Journal for Engineering, Technology & Sciences. 2018. Vol. 39. № 1. P. 206-213 19 . Lim S.Y., Chapman E. Development of a Short Form of the Attitudes toward Mathematics Inventory // Educational Studies in Mathematics. 2013. Vol. 82(1). P. 145-164. 20 . Huang Y.C., Lin S.H. Development and Validation of an Inventory for Measuring Student Attitudes toward Calculus // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2015. Vol. 48(2). P. 109-123. 21 . Avcu R., Avcu S. Turkish Adaptation of Utley Geometry Attitude Scale: A Validity and Reliability Study // Eurasian Journal of Educational Research. 2015. № 58. P. 1-23. 22 . Евдокимова Г.С. Теория и практика обучения стохастике при подготовке преподавателей математики в университете: Дис. … д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 2001. 415 с. 23 . Селютин В.Д. Научные основы методической готовности учителя математики к обучению школьников стохастике: Дис. … д-ра пед. наук. Орел: Орловский госуниверситет, 2002. 344 с. 24 . Самсонова С.А. Методическая система использования информационных технологий при обучении стохастике студентов университетов: Дис. … д-ра пед. наук. Коряжма: Коряжский филиал Поморского госуниверситета им. М.В. Ломоносова, 2005. 344 с. 25 . Garfield J., Ahlgren A. Difficulties in learning basic concepts in probability and statistics: Implications for research // Journal for Research in Mathematics Edu- cation. 1988. 19(1). P. 44-63. 26 . Batanero C., Chernoff E. (eds) Teaching and Learning Stochastics. ICME-13 Monographs. Springer, Cham, 2018. 227 р. 27 . Тюменева Ю.А., Яременко А.А. Руководство для авторов, публикующих результаты разработки оценочного инструмента // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 301-305. 28 . Кузнецова Е.В. Аксиологические аспекты преподавания курса стохастики в условиях информационного общества // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 80-87. 29 . Кузнецова Е.В. Формирование понятий в обучении стохастике // Инновации в образовании. 2014. № 7. С. 20-29. 30 . Платонов К.К. Структура и развитие лично- сти. М.: Наука, 1986. 255 с. 31 . Реньи А.А. Трилогия о математике. М.: Мир, 1980. 376 с. 32 . Сачков Ю.В. Вероятность. Случайность. Независимость. Режим доступа: http://rusnauka.narod. ru/lib/philos/3467/sachkov.htm (дата обращения: 01.02.2018). 33 . Kline P. The handbook of psychological testing. London: Routledge, 2000. 105 р. 34 . Arturo G.-S. Measuring set latent variables that explain attitude toward statistic through exploratory factor analysis with principal components extraction and confirmatory analysis // European Journal of Pure and Applied Mathematics. 2017. Vol. 10(2). P. 167-198. 35 . Flores Lopez W.O., Auzmendi Escribano E. Analysis of the factorial structure of an attitude towards mathematics scale // Aula de Encuentro. 2015. Vol. 17(1). P. 45-77. |