«ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНТИХРИСТ»: СЕМИОТИКА МИФОЛОГЕМЫ И ОБРАЗА |
научная статья | 316.74:2 | ||
53-57 | социология религии, маргинальная религиозность, мифология, старообрядчество, рели- гиозная ситуация, конспирология, политический антихрист, sociology of religion, marginal religions, mythology, Old Believers, religious situation, conspiracy theories, poli |
Статья посвящена изучению специфических герменевтических интерпретаций новозаветного образа ан- тихриста, восходящего к Откровению Иоанна Богослова (Апокалипсису). Показано, что доктрина о полити- ческом антихристе сформировалась по аналогии с учением о духовном антихристе старообрядцев на осно- ве антимасонской пропаганды начала ХХ века. Сегодня мифологема «политический антихрист» является выражением веры в наличие могущественных тайных сил, контролирующих работу политических и эко- номических международных организаций, коллективный глобальный антихристианский заговор невиди- мых кукловодов (мифологема «тайное мировое правительство» четко коррелирует с мифологемой полити- ческого антихриста). Поэтому конспирологический миф является необходимым семиотическим контек- стом существования мифологемы политического антихриста: именно он запускает специфические герме- невтические механизмы, позволяющие интерпретировать действия международных организаций в эсхатоло- гическом контексте. |
![]() |
1 . Гришин А.С. Общий смысл русского варианта мифа об антихристе // Вестник Челябинского государственного университета. 1994. Т. 2. № 1. С. 5-15. 2 . Асонов Н.В. Формирование представлений о власти в политических доктринах старообрядчества // Власть. 2008. № 7. С. 71-75. 3 . Обухова Ю.А. «Царь-антихрист» и «царевич- избавитель» в непригожих речах XVIII века как социокультурная предпосылка появления самозванцев // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской научно- практической конференции / Отв. ред. А.В. Коричко. 2013. С. 159-161. 4 . Журавель О.Д. Старообрядческая литературная утопия: русский вариант civitas dei? // Universum Humanitarium. 2016. № 1 (2). С. 78-93. 5 . Рычкова Е.В. Символическая оппозиция «своего - чужого» пространств в художественном пространстве памятников словесности зауральских старообрядцев // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 83-87. 6 . Прилуцкий А.М. К герменевтике старообрядческих эсхатологических представлений // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2010. № 6. С. 191-199. 7 . Лебедев В.Ю. Модель семиотического дрейфа в описании христианского религиозного ритуала // Полигнозис. 2004. Вып. 2. С. 30-38. 8 . Сазонова Н.И. Визуальная антропология и новые подходы к исследованию религиозного культа: к постановке проблемы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (155). С. 202-207. 9 . Святые угодники божии о последних временах [Электронный ресурс] / Л. Очай, сост. URL: https:// nasledie77.wordpress.com/2014/12/12/святые-угодники- божии-о-последних-вре/ (дата обращения: 05.01.2017). 10 . Александров М. Чем Иосиф Виссарионович Сталин заслужил вечную память русского богоизбранного народа? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2009/dec/n625.html (дата обращения: 05.01.2017). |