РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОГРАММЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КОМБИНАТОРИКА» |
научная статья | 37.036.5 | ||
138-146 | внеурочная деятельность школьника, развитие гибкости мышления младших школьников, комбинаторные задачи, extracurricular activities of schoolchildren, development of flexibility of thinking in junior schoolchildren, combinatorial problems |
Представляются результаты применения авторской программы организации внеурочной деятельности младших школьников «Занимательная комбинаторика». Рассматривается педагогический эксперимент, проводившийся с детьми 7-8 лет на базе школы № 2121 им. маршала Советского Союза С.К. Куркоткина (г. Москва). Описывается технология развития гибкости мышления школьников средствами решения комбинаторных задач, которая предусматривает последовательную реализацию ряда этапов: подготовка к выполнению комбинаторных заданий; выполнение комбинаторных заданий на основе предметного моделирования; выполнение комбинаторных заданий на основе графического моделирования; обобщение рациональных приёмов систематического перебора как основы дальнейшего введения комбинаторных формул. Подтверждается гипотеза о том, что целенаправленное и поэтапное овладение школьниками методами выполнения комбинаторных заданий способствует развитию гибкости их мышления как важного компонента математического мышления. |
1 . Колмогоров А.Н. О профессии математика. М.: Изд-во Московского ун-та, 1960. 33 с. 2 . Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 432 с. 3 . Папи Ф., Папи Ж. Дети и графы. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям. М.: Педагогика, 1974. 192 с. 4 . Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 1996. 424 с. 5 . Румянцева И.Б., Целищева И.И. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная комбинаторика» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) // Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа (образовательная система «Школа 2100»). Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. М.: Баласс, 2013. С. 88-102. 6 . Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Психолого-педагогические особенности организации внеурочной деятельности младших школьников по программе «Занимательная комбинаторика» // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2016. № 3. С. 209-215. 7 . Румянцева И.Б., Целищева И.И. Занимательная комбинаторика. Учебное пособие. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», 2015. 230 с. 8 . Аберган В.П. Интеграция профессионально-педагогических знаний в системе подготовки уча-щихся педучилищ: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Минск, 1994. 20 с. 9 . Ермакова Е.С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2006. 42 с. 10 . Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей младшего школьного возраста с использованием комбинаторных заданий // Одарённый ребёнок. 2016. № 2. С. 74-85. 11 . Кочурова Е.Э. Занимательная математика // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2011. C. 23-73. 12 . Ермакова Е.С. Развитие творческого мышления в детском возрасте: Учебные материалы к спецкурсу. Шуя, 2000. 38 с. |