Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
103-110
Ключевые слова
социальное самочувствие семьи с ребенком-инвалидом, физическая активность, интегративная модель, социально-экологическая модель семьи, обучение плаванию, social well-being of a family with a handicapped child, physical activity, integrative model, social

Авторы
Курникова М.В.

Место работы
Курникова М.В.
к.мед.н.; доцент кафедры адаптивной физической культуры Нижегородского государственного университета им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod


Аннотация
Дается теоретическое обоснование необходимости создания интегративной модели физической активности ребенка-инвалида как ресурса улучшения социального самочувствия его семьи на основе инструментов доступности, безопасности, массовости, с позиции социально-экологической модели У. Бронфенбреннера. Рассматриваются формы и средства вовлечения детей с инвалидностью в регулярную физическую активность на основе взаимодействия микросистемы семьи с экзосистемой физкультурно-оздоровительных, образовательных и рекреационных учреждений. Дается характеристика современных проблем, с которыми сталкивается российская семья при решении задачи расширения диапазона физической активности своего ребенка. Приводятся результаты эмпирического исследования влияния регулярных занятий по обучению плаванию детей-инвалидов на социальное самочувствие их семей, а именно: положительная динамика внутрисемейных отношений, расширение физических возможностей ребенка, улучшение состояния здоровья, коррекция поведения, изменения в коммуникации со сверстниками и школьной успеваемости. Определены ресурсы семьи для стимуляции физического развития ребенка-инвалида, освоения им новых двигательных умений и навыков. Выявлены положительное отношение родителей к регулярным совместным тренировкам и готовность семьи планировать самостоятельные долгосрочные стратегии поддержания физической активности ребенка и нести ответственность за их реализацию.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Филипова А.Г. Детство в фокусе отечествен-ных социологических исследований // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. №1(41). С. 80-87.
2 . Симонович Н.Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в совре-менной России: Дисс. … док-ра психол. н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения: 30.04.2017).
3 . Кученкова А.В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и способов измерения // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 2(4). С. 118-127.
4 . Колобков П.А., Евсеев С.П. и др. О создании условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Адаптивная физическая культура. 2014. № 4 (60). С. 2-8.
5 . Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
6 . Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fizvosp.ru/assets/media/d1/ee/1370.pdf (дата обращения: 03.02.2016).
7 . Клочкова Е.В. Введение в физическую тера-пию: реабилитация детей с церебральным пара-личом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. М.: Теревинф, 2014. 288 с.
8 . Лобзин В.С., Михайленко А.А., Панов А.Г. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. Л.: Медицина, 1979. 216 с.
9 . Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года (с изменениями и допол-нениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. garant.ru/12157560/ (дата обращения: 26.05.2017).
10 . Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 года №528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реа-билитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. garant.ru/71169212/ (дата обращения: 26.05.2017).
11 . Реестр примерных основных общеобразовательных программ / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 26.05.2017).
12 . Клочкова Е.В. Интегративный лагерь для детей с двигательными нарушениями. Программы для детей, родителей и волонтеров. М.: Теревинф, 2009.
13 . Курникова М.В., Оринчук В.А., Фомичева Е.Н. Сценарий физкультурно-спортивного праздника для лиц с ограниченными возможностями различных нозологических групп // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 1. С. 60-63.
14 . Мосунов Д.Ф. Гидропедагогика - основа гидрореабилитации // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006. Вып. № 20. С. 37-49.
15 . Бельц В.Э., Малофеева О.В. Взаимодействие спортивного клуба с семьей как активным субъектом социализации личности ребенка // Вестник ТГПУ. 2016. № 8(173). С. 106-110.
16 . Курникова М.В. Взаимодействие соци-альных партнеров для формирования навыка круглогодичной двигательной активности детей и подростков с инвалидностью // Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии: Материалы Международной научно-практической конфе-ренции (Н. Новгород, 15-16 сентября 2016 г.). Н. Новгород: ННГУ им. Лобачевского, 2016. С. 707-713.
17 . Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Понимание дет-ского развития с позиции экологической теории У. Бронфенбреннера // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 10. С. 55-56.
18 . Кочерова О.Ю., Филькина О.М., Долотова Н.В. и др. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Вестник РАМН. 2014. № 5-6. С. 92-101.
19 . Алиева Н.Ф., Кошелюк Н.А. Специфика со-циально-психологических условий в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, как фактор развития синдрома эмоционального выгорания // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица: в 2-х частях. Уральский государственный педагогиче-ский университет, 2014. С. 7-12.
20 . Саралиева З.Х. Субинститут родительства в современных семейных системах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2(34). С. 118-123.
21 . Курникова М.В., Голышев Н.И., Лабутина Н.А. Практический опыт организации работы группы по плаванию для детей и подростков с инвалидностью (на базе муниципального физкультурно-спортивного учреждения) // Адаптивная физическая культура. 2016. № 1(65). С. 46-47.