Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЭВОЛЮЦИЯ ЕГО СУБЪЕКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.012
Страницы
43-53
Ключевые слова
профессиональное саморазвитие, субъектный потенциал, труд, мотивация, ценности, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профессиональная самоактуализация, профессиональная самореализация, творчество, professional self-development, subjec

Авторы
Овчарова Т.Н.
Овчаров А.О.

Место работы
Овчарова Т.Н.
к.филос.н., доц.; доцент кафедры культурыи психологии предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Овчаров А.О.
д.э.н., доц.; профессор кафедры информационных систем в финансово-кредитной сфере Института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhny Novgorod


Аннотация
Профессиональное саморазвитие рассматривается как деятельность человека, в ходе которой меняется его субъектный потенциал. Это позволяет по-новому увидеть логику становления личности в профессии. Данные социологических исследований послужили основанием для раскрытия специфики трудовой мотивации молодежи на этапе профессионального самоопределения, профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации. Выявлены противоречия между внешними социетальными и внутренними мотивационно-ценностными факторами профессионального саморазвития. Сделан вывод, что к издержкам профессионального развития на каждом его этапе ведет не в полной мере реализованная человеком способность быть субъектом данного процесса. Предложенный подход имеет большое значение не только для теории профессионального саморазвития личности, но и для решения практических задач повышения эффективности профессионального образования.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Тощенко Ж.Т. Прекариат - новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3-13.
2 . Митина Л.М. Два способа жизни (по С.Л. Ру-бинштейну) - две модели профессиональной жизнедеятельности человека в современном мире // Психология человека в современном мире. Том 3. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 400 с.
3 . Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Субъект-ность как интегральная психо-философская характеристика человека // NB: Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 51-82.
4 . Деркач А.А. Субъектность и субъективность в акмеологическом развитии человека // Психоло-гия человека в современном мире. Т. 3. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 400 с.
5 . Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. … доктора психологических наук. М., 1995. 46 с. URL: http:// irbis.gnpbu.ru/Aref_1995/Borisova_E_M_1995.pdf (дата обращения: 01.06.2017).
6 . В Роструде назвали самую востребованную в России профессию. URL: http://www.aif.ru/money /market/v_rostrude_nazvali_samuyu_vostrebovannuyu_v_rossii_professiyu (дата обращения: 03.06.2017).
7 . Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49-56.
8 . Уколов Р.А. Ценности труда и профессионально-карьерного роста среди молодежи: результаты социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 25-29.
9 . Шарова Е.Н., Мулина Т.В. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества (региональный аспект) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Том XIII. № 1. С. 50-68.
10 . Кошарный В.П., Корж Н.В. Трудовые ценности и установки студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 1 (21). С. 126-135.
11 . Труд в системе человеческих ценностей. Материалы круглого стола // Человек. 2013. № 5. С. 21-30.
12 . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
13 . Пакина Т.А. Трудовые ценности современной студенческой молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2 (34). С. 162-168.
14 . Атлас новых профессий. Вторая редакция. URL: http://edu2035.org/pdf/GEF.Atlas-ru.pdf (дата обращения: 23.06.2017).
15 . Овчарова Т.Н. Триада эффективного образования: фундаментальность, компетентность, личностное развитие // Педагогика и просвещение. 2016. № 3. С. 317-326.
16 . Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с. URL: http://psylib.org.ua/ books/masla01/ (дата обращения: 25.06.2017).
17 . Маклакова Е.А. Качество трудовой жизни как индикатор реализации трудового потенциала // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Вып. № 2. Т. 6. С. 37-47.
18 . Карпова Е.А. Акмеологические основы самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности человека // Психология человека в современном мире. Т. 3. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 400 с.
19 . Мирзоян В.А. Кризис трудовой мотивации: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 3-13.
20 . Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
21 . Тощенко Ж.Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 6-17.
22 . Чешев В.В. Антропологический смысл кате-гории «деятельность» // Вопросы философии. 2016. № 2. С. 22-33.
23 . Полтерович В.M. От социального либерализма - к философии сотрудничества // Общественные науки и современность. 2015. № 4. С. 41-64.
24 . Москаленко О.В., Миронова Г.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоэффективности // Мир психологии: Научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн. 2011. № 1 (6). Январь-март. С. 193-200.