Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ, КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.03+371.3+372.8
Страницы
189-198
Ключевые слова
методологическая культура личности, классификация, структурирование, методика обу- чения в школе, individual, ’s methodological culture, components, classification, structuring, teaching methodology in schools

Авторы
Красин Михаил Станиславович

Место работы
Красин Михаил Станиславович
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского


Аннотация
Излагаются и обосновываются предложения по решению проблемы классификации, систематизации и структурирования основных компонентов методологической культуры личности в контексте решения образо- вательной задачи развития методологической культуры учащихся в средних общеобразовательных учреждени- ях. Предлагаются авторские варианты структуризации феномена «методологическая культура личности» с по- зиций функционального, процессного и компетентностного подходов. Анализ компонентов методологической культуры личности и их взаимосвязи позволяет сделать вывод о необходимости постановки и решения образо- вательной задачи «развитие методологической культуры учащихся в средних общеобразовательных учрежде- ниях». Указанные компоненты методологической культуры личности и их структурные образования предназначе- ны для использования в качестве ориентиров при разработке тактики и стратегии образовательного процесса, пре- дусматривающего целенаправленное развитие у учащихся методологической культуры. На основании выделен- ных структур формулируются рекомендации по корректировке содержания школьного образования с целью по- вышения уровня методологической культуры выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Красин М.С. О методологической культуре личности и стратегии её развития у обучающихся в школе // Вестник Калужского ун-та. 2011. № 2. С. 74-80.
2 . Красин М.С. Обучение школьников способам деятельности в контексте развития их методологической культуры // Школа Будущего. 2013. № 1. С. 18-25.
3 . Красин М.С. Комплексный подход к обучению решению физических задач как фактор развития методологической культуры учащихся // Наука и Школа. 2013. № 6. С.103-109.
4 . Красин М.С. Какой методологии обучать на уроках физики и как избежать перегрузки учащихся от потока методологической информации // Физика в школе. 2015. № 8. С. 19-27.
5 . Бубликов С.В., Кондратьев А.С., Молеваник С.П., Филиппов М.Э. Ориентиры развития методологической культуры учащихся при обучении физике // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях». Екатеринбург. 13-14 апреля 2002 г. Ч. 1. Екатеринбург: Изд- во УрГПУ, 2002. С. 29-31.
6 . Бубликов С.В., Быков Н.А., Михайленко М.А. Графические методы в развитии методологической культуры учащихся // Материалы X междунар. науч. конф. «Физика в системе современного образования (ФССО-09)». Т. 2. Санкт-Петербург 31 мая - 4 июня 2009. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Гер- цена, 2009.С. 32-34.
7 . Орлов В.А., Сауров Ю.А. Проблема использования современной методологии познания для развития физического образования // Физика в школе. 2011. № 7. С. 23-31.
8 . Бондаревская Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения формирования педагогической культуры // В сб.: Формирование педагогической культуры будущего учителя. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. С. 105.
9 . Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Дис. … д-ра пед. наук. М.; МПГУ, 1997. 423 с.
10 . Титова Е.В. Методологическая_культура учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kpinfo.org/activities/research/methseminar/122- methseminar251011 (дата обращения: 20.02.2015).
11 . Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 244 с.
12 . Валеев Г.Х. Формирование методологической культуры учителя-исследователя: Автореф. дис. … д- ра пед. наук. Уфа: Башкирский гос. пед. ун-т, 2001. 43 c.
13 . Кабанов П.Г. Методологическая культура педагога как предмет философского анализа: Дис. … канд. философ. наук. Томск: Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО, 1997. 172 с.
14 . Клепиков В.Н. Методологическая культура учителя математики // Школьные технологии. 2016. № 2. С 33-42.
15 . Тамошев Р.М. Методологическая культура военно-управленческой деятельности: Автореф. дис. … д-ра философ. наук. М.: Военный ун-т, 1997. 49 с.
16 . Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
17 . Дармограй В.М. Методологическая культура творчества: Автореф. дис… д-ра философ. наук. Са- ратов: СГУ, 2006. 38 с.
18 . Кочергин А.Н. Методологическая культура специалиста в условиях научно-технической революции // В сб.: «Проблемы методологической культуры ученого». Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1986. С. 5-11
19 . Методологическая культура педагога- музыканта: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. 272 с.
20 . Бережнова Е.В. Методологическая культура педагога // Гуманизация образования. 1998. № 1. С. 63-68.
21 . Боликова Л.Ю., Васякина Е.Н. Методологическая культура как объект и предмет исследований в педагогике // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 698-704.
22 . Зинченко В.П. О методологической культуре психологов (от монизма к плюрализму) // Культурно- историческая психология. 2012. № 1. С. 59-68.
23 . Загвоздина С.А. Методологическая культура учителя: систематизация понятий // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 342. С. 177-179.
24 . Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. Н. Новгород: НГПУ, 1996. 184 с.
25 . Красин М.С. Формирование методических убеждений школьников при обучении решению экспериментальных задач // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2013. №5 (2). С. 90-96.
26 . Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 82-88.
27 . Красин М.С. Система эвристических приёмов решения физических задач // Физическое образование в вузах. 2006. Т. 12. № 3. С. 58-69.
28 . Красин М.С. Простота, логика, системность. О методике обучения оценке погрешностей измерения в школе (проблемы обучения школьников оценке погрешностей измерений в контексте развития их методологической культуры) // Физика в школе. 2013. № 8. С. 55-60.
29 . Красин М.С. Простота, логика, системность. О методике обучения оценке погрешностей измерения в школе (проблемы обучения школьников оценке погрешностей измерений в контексте развития их методологической культуры) // Физика в школе. 2014. № 1. С. 51-56.
30 . Красин М.С. Тематические уроки решения качественных задач // Физика в школе. 2003. № 1. С. 18-25.
31 . Красин М.С. Обучение школьников системе принципов научной методологии // Школьные технологии. 2014. № 1. С. 31-42., № 2. С. 80-97.
32 . Красин М.С. Обучение школьников системе принципов научной методологии // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 80-97.
33 . Красин М.С. Развивающий урок, знакомящий с методом познания и элементами методологической культуры // Физика в школе. 2010. № 1. С. 27-34
34 . Процессный подход [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kpms.ru/Process_appoach (дата обращения: 20.01.2017).