Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316:373
Страницы
160-168
Ключевые слова
инклюзивное образование в общеобразовательных школах, дети с ограниченными воз- можностями здоровья и дети без инвалидности, учителя, готовность к социальному взаимодействию, отно- шение к инклюзивному образованию, inclusive education at secondary schools

Авторы
Шенгальц Екатерина Владимировна

Место работы
Шенгальц Екатерина Владимировна
Омский государственный технический университет


Аннотация
Представлены результаты социологического исследования, проведённого в Омском регионе среди педа- гогов и старшеклассников общеобразовательных учреждений в 2013-2014 гг. ( N =320). Выявлены различия во мнениях учителей и учащихся 9-11-е классов в отношении детей с инвалидностью в рамках инклюзивного образования, а также различия во взаимодействии с ними: информационный аспект отношения (информиро- ванность о видах допускаемых заболеваний); эмоциональный аспект отношения (преобладающие эмоции в отношении детей с инвалидностью); поведенческий аспект взаимодействия (готовность к взаимодействию в будущем совместном обучении в рамках инклюзивного образования). В результате исследования было уста- новлено, что поведенческий аспект взаимодействия по состоянию на 2013-2014 гг. находился на первичной стадии формирования, также была выявлена противоречивость во мнениях респондентов по ряду позиций, что следует учитывать в процессе управления и инклюзивным образованием в школах.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Черкасова С.А. Формирование психолого- педагогической готовности будущих педагогов- психологов к работе в системе инклюзивного образования: Дис. … кандидата психологических наук / НОУ ВПО «Московский государственный психолого-педагогический университет». М., 2012. 240 с.
2 . Буданова Л.Б. Построение модели инновационного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис. … кандидата педагогических наук / Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. М., 2007. 171 с.
3 . Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: Дис. … кандидата педагогических наук / Томск. гос. пед. ун-т. Томск, 2010. 180 с.
4 . Гафари Э.А. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: Дис. … кандидата педагогических наук / Таджикский гос. пед. ун-т им. Садриддина Айни. Душанбе, 2012. 151 с.
5 . Олтаржевская Л.Е. Развитие адаптивно- воспитательной среды в инклюзивном образовательном учреждении: Дис. … кандидата педагогических наук / Росс. гос. соц. ун-т. М., 2012. 232 с.
6 . Колокольцева М.А. Воспитание нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании: Дис. …кандидата педагогических наук / Астраханский гос. ун-т. Махачкала, 2012. 153 с.
7 . Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями и его реализация в Российской Федерации: историко-правовое исследование: Дис. …кандидата юридических наук / Росс. гос. соц. ун-т. М., 2007. 188 с.
8 . Ильина О.М. Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации: Дис. …кандидата юридических наук / Росс. ун-т кооперации. Саратов, 2010. 176 с.
9 . Зайцев Д.М. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Дис. …доктора со- циологических наук / Поволжская академия гос. службы им. П.А. Столыпина. Саратов, 2004. 360 с.
10 . Анникова Л.В. Социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей с инвалидностью в общество: Дис. …кандидата социологи-ческих наук / НОУ ВПО «Северо- Кавказский государственный социальный институт». Ставрополь, 2011. 203 с.
11 . Донкан И.М. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей-инвалидов: Дис. …кандидата социологических наук / Тихоокеанский гос. ун-т. Хабаровск, 2010. 173 с.
12 . Данилюк Л.Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис. …кандидата социологических наук / ННОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет». М., 2011. 229 с.
13 . Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 09.01.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Гарант».
14 . Добря М.Я., Мальчевская М.Л. Исследование педагогических условий адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному обучению // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 31. С. 6-14.
15 . Университет управления «ТИСБИ» [Электронный ресурс] // Парубина В.Д., Панченко О.Л. Инклюзивное образование как фактор интеграции в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ТИСБИ. 2015. №3: сайт. URL: http://www.tisbi.ru/assets/science/vestnik3_ 2015/ 4.pdf (дата обращения: 09.01.2017).
16 . Кучмаева О.В., Петрякова О.Л., Сабитова Г.В. Параметры выбора модели образования для детей с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2014. №8. С. 119-127.
17 . Хуснутдинова М.Р. Основные тенденции развития инклюзивного образования в Москве // Социология образования. 2016. №1. С. 90-105.
18 . Калинина Н.В. Социально-психологические трудности адаптации школьников в инклюзивной образовательной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 4. С. 355-358.
19 . Областной центр диагностики и консультирования «Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи детям ГБУ НСО «ОЦДК». Мониторинг [Электронный ресурс]. URL: http://concord.websib.ru/?page_ id=13176 (дата обращения: 09.09.2016).
20 . Карепова С.Г. Социальное взаимодействие: исторический и современный аспект социологического знания: Дис. …кандидата социологических наук / Институт социально-политических исследований (ИСПИ РАН). М., 2011. 134 с.
21 . Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М.: Гардарика, 1998. 244 с.
22 . Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): М.: Вече, АСТ, 1999. 544 с.
23 . Дети-инвалиды по ведущему ограничению жизнедеятельности по субъектам Российской Федерации в 2013 году / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/ 8-7.doc (дата обращения: 30.01.2017).
24 . Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2014 г. / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ B14_111/Main.htm (дата обращения: 30.01.2017).