ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ |
научная статья | 316.354 | ||
144-150 | медиация, медиатор, школьная служба медиации, проблематизация, педагоги, образова- тельная организация, mediation, mediator, school mediation service, problematization, teachers, educational organization |
С позиций конструктивистского подхода анализируется школьное насилие и становление школьной ме- диации. Анализируется процесс депроблематизации конфликтов и процедуры медиации в образовании. Ме- диация рассматривается как действенная технология профилактики насилия и конфликтов в школе среди всех участников образовательных отношений.Работа основана на данных «пилотного» анкетирования педагогов и результатах экспертного опроса, цель которых состояла в выявлении проблем, связанных с внедрением медиативных технологий в системе образо- вания. На основании результатов исследования выявлены особенности и существующие противоречия ста- новления этого субиститута в Нижегородской области. Эксперты считают, что в настоящее время данная тема нуждается в проблематизации и популяризации. В частности, выявлено, что необходимо прежде всего сформировать обеспокоенность данной ситуацией на публичных аренах (СМИ, образовательные организа- ции, научное сообщество и т.д.). Полученные данные легли в основу общих рекомендаций по актуализации медиативного подхода в системе образования Нижегородской области. |
1 . Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 8723/ (дата обращения: 20.09.2016). 2 . Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от июля 2014 г. № 1430-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: government.ru/media/files/41d4f737 efc862673fa1.pdf (дата обращения: 20.09.2016). 3 . Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях № ВК-54/07вн от 18 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: oupush.omr. obr55.ru/files/2013/12/Информация.pdf. (дата обращения: 20.09.2014). 4 . Приказ Министерства образования Нижегородской области «О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения)» №149 от 24.01.2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr.government-nnov.ru/?id=90332 (дата обращения: 01.02.2017). 5 . Исакова И.А., Мигунова А.В. Медиация для молодежи: возможность или необходимость? // Личность. Культура. Общество. 2016. Том XVIII. Вып. 3-4 (№№ 91-92). С. 103-111. 6 . Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности - II. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2001. С. 161-163. 7 . Ясавеев И.Г. Конструкционистский подход к социальным проблемам // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 4. С. 533-546. 8 . Кутявина Е.Е., Курамшев А.В. Проблема насилия в школе глазами учителей // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (32). 9 . Егорова Н.Ю., Сизова И.Л. Насилие над детьми: от проблем семьи к проблемам школы // Регионология. 2016. №1 (94). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ nasilie-nad-detmi-ot-problem-semi-k-proble mam-shkoly (дата обращения: 15.02.2017). 10 . Поляшова Н.А. О преступности несовершеннолетних - обучающихся образовательных организаций и состоянии профилактической работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr.government- nnov.ru/?id=59220 (дата обращения: 29.01.2017). 11 . Шмонина Л.В. Реализация Указа Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761, «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в Нижегородской области. 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr.government-nnov.ru/ ?id=56131 (дата обращения: 29.01.2017). 12 . Мигунова А.В. Медиация в ситуации школьного насилия. Социокультурные корни насилия в современном обществе / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2013. 659 с. С. 355-358. 13 . Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: Практическое руководство / Под общ. ред. Л.М. Карнозовой Изд. 2-е, дораб. М.: МОО Центр «Судебно- правовая реформа», 2014. 306 с. |