ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ РАБОТНИКОВ ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) |
научная статья | 316.334.22 | ||
79-87 | лояльность, удовлетворенность, мотивация, мотивационный профиль, organizational loyalty, job satisfaction, motivation, motivational profile |
Представлены результаты социологического исследования, проведенного в Национальном исследова- тельском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского с целью оценки организаци- онной лояльности и удовлетворенности трудом, построения мотивационного профиля и выявления особен- ностей трудовой мотивации различных категорий работников вуза. Выполнен анализ факторов, оказываю- щих влияние на степень лояльности работников к организации, уровень удовлетворенности работой и моти- вации трудового поведения. Установлено, что в целом респонденты демонстрируют средний уровень удовле- творенности условиями труда в университете; основными мотивами их трудовой деятельности являются по- требность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, потребность в ощущении востребо- ванности выполняемой работы и в завоевании признания со стороны других людей. Отмечено, что организа- ционная лояльность работников университета относится к эмоциональному (аффективному) типу привязан- ности к организации, они испытывают теплые чувства к университету и значительный психологический дис- комфорт при возникновении необходимости сменить место работы. Полученные данные коррелируют с ре- зультатами исследований, проводимых в других вузах, что свидетельствует о наличии устоявшейся тенден- ции. Анкета, использованная в исследовании, разработана коллективом кафедры общей социологии и соци- альной работы факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лоба- чевского при участии доктора исторических наук, профессора З.Х. Саралиевой и кандидата социологических наук, доцента С.А. Судьина. |
1 . Пузатых А.Н. Российские вузы в современной рейтинговой системе (рейтинг газеты Times и Шанхайского университета) //Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 6 (37). C. 119-121. URL: www.gramota.net/materials/1/ 2010/6/42.html (дата обращения: 10.01.2017). 2 . Rowley J. Motivation and academic staff in higher education // Quality Assurance in Education. 1996. Vol. 4. Iss. 3. P. 11-16. URL: http://dx.doi.org/10.1108 /09684889610125814 (дата обращения: 20.12.2016). 3 . Bailey J.G. Academics' motivation and self- efficacy for teaching and research // Higher Education Research & Development. 1999. V. 18. Iss. 3. Р. 343-359 URL: http://dx.doi.org/10.1080/0729436990180305 (дата обращения: 21.12.2016). 4 . Rawungl F.H. The effect of leadership on the work motivation of higher education administration employees (Study at Manado State University)// IOSR Journal of Business and Management. Vol. 15. Iss. 1 (Nov. - Dec. 2013). P. 28-33. 5 . Fang-Mei Tai, Po-Yao Chuang. Job satisfaction of university staff. URL: www.hraljournal.com/Page/6%20Fa ng-Mei%20Tai-%202.pdf (дата обращения: 21.05.2017). 6 . Executive Summary (2015 Employee Engagement and Satisfaction Survey) Helena College University of Montana, USA. URL: http://www.umhelena.edu/about hc/institutional_research/docs/2015_CESS_Executive_ Summary-2.0.pdf (дата обращения: 21.12.2016). 7 . Денисова О.П. Взаимосвязь эффективности работы высшей школы и профессиональной успешности сотрудников вуза // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2(16). С. 379-383. 8 . Трубина И.О., Забелина И.Н. Формирование позитивной мотивации персонала вузов в процессе образования и развития научных школ // Креативная экономика. 2011. № 1. С. 30-37. 9 . Красинская Л.Ф. Трудовая мотивация преподавателей в условиях оптимизации системы высшего образования: результаты исследования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 8. № 11. С. 112-114. 10 . Минёва О.К. Исследование мотивации труда неучебного персонала российских вузов// Вестник АГТУ. 2006. № 4 (33). С. 46-53. 11 . Белов В.Г., Парфенов Ю.А., Косинова Е.П., Грибова И.М. Мотивационные характеристики профессорского-преподавательского состава высшего учебного заведения// Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2014. № 6 (112). С. 24-28. 12 . Сафонова О.М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономических вузов // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 152-156. 13 . Кавешникова Л.А., Агафонова М.С. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 78-81. 14 . Соколов Д.Н. Анализ обязательств сторон трудовых отношений как направление исследования мотивации персонала в сфере высшего образования// Вестник ВГУ. Серия «Экономика и управление». 2016. № 2. С. 101-104. 15 . Гусарова М.С., Копытова А.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала вуза в рамках реализации кадровой стратегии // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 4. С. 14-22. 16 . Галиханова Ю.Р. Мотивы трудовой деятельности как регулятор мобильности научно- педагогических кадров негосударственных вузов г. Уфы // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 3. С. 921-924. 17 . Карасёва Ю.Н. Мотивация трудовой деятельности преподавателей вузов в контексте становления экономики знаний // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4. С. 601-603. 18 . Юсупова С.М. Оценка качества трудовой жизни преподавателей высшей школы // Гуманитарный научный журнал. 2015. № 2. С. 27-31. 19 . Meyer J.P., Allen N.J., Smith C.A. Commitment to organizations and occupations: Extension and test of a three-component conceptualization // Journal of Applied Psychology. 1993. Vol. 78. P. 538-551. 20 . Porter L.W., Steers R.M., Mowday R.T., Boulian P.V. Organizational commitment, job satisfaction, and turnover among psychiatric technicians // Journal of Ap- plied Psychology. 1974. Vol. 59. P. 603-609. 21 . Ричи Ш., Мартин П. Управление. М.: Юнити, 2009. 22 . Мескон М.Х., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 973 с. 23 . Буреева Н.Н., Петрова И.Э., Судьин С.А. Исследование профиля трудовой мотивации профессорско-преподавательского состава современного университета (на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского) // В сб.: Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы. Материалы III Международной научно-практической конференции. Ульяновск: Ульяновский госуниверситет, 2014. С. 7-11. 24 . Саралиева З.Х., Судьин С.А. Материальный фактор в структуре мотивации сотрудников вуза (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского) // В сб.: Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, пеhспективы. Материалы III Международной научно- практической конференции. Ульяновск: Ульянов- ский госуниверситет, 2014. С. 37-41. |