Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ РАБОТНИКОВ ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.334.22
Страницы
79-87
Ключевые слова
лояльность, удовлетворенность, мотивация, мотивационный профиль, organizational loyalty, job satisfaction, motivation, motivational profile

Авторы
Буреева Наталья Николаевна
Козлова Мария Сергеевна
Петрова Ирина Эдуардовна
Тухватуллина Марина Александровна

Место работы
Буреева Наталья Николаевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоNational Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Козлова Мария Сергеевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоNational Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Петрова Ирина Эдуардовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоNational Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Тухватуллина Марина Александровна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоNational Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod


Аннотация
Представлены результаты социологического исследования, проведенного в Национальном исследова- тельском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского с целью оценки организаци- онной лояльности и удовлетворенности трудом, построения мотивационного профиля и выявления особен- ностей трудовой мотивации различных категорий работников вуза. Выполнен анализ факторов, оказываю- щих влияние на степень лояльности работников к организации, уровень удовлетворенности работой и моти- вации трудового поведения. Установлено, что в целом респонденты демонстрируют средний уровень удовле- творенности условиями труда в университете; основными мотивами их трудовой деятельности являются по- требность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, потребность в ощущении востребо- ванности выполняемой работы и в завоевании признания со стороны других людей. Отмечено, что организа- ционная лояльность работников университета относится к эмоциональному (аффективному) типу привязан- ности к организации, они испытывают теплые чувства к университету и значительный психологический дис- комфорт при возникновении необходимости сменить место работы. Полученные данные коррелируют с ре- зультатами исследований, проводимых в других вузах, что свидетельствует о наличии устоявшейся тенден- ции. Анкета, использованная в исследовании, разработана коллективом кафедры общей социологии и соци- альной работы факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лоба- чевского при участии доктора исторических наук, профессора З.Х. Саралиевой и кандидата социологических наук, доцента С.А. Судьина.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Пузатых А.Н. Российские вузы в современной рейтинговой системе (рейтинг газеты Times и Шанхайского университета) //Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 6 (37). C. 119-121. URL: www.gramota.net/materials/1/ 2010/6/42.html (дата обращения: 10.01.2017).
2 . Rowley J. Motivation and academic staff in higher education // Quality Assurance in Education. 1996. Vol. 4. Iss. 3. P. 11-16. URL: http://dx.doi.org/10.1108 /09684889610125814 (дата обращения: 20.12.2016).
3 . Bailey J.G. Academics' motivation and self- efficacy for teaching and research // Higher Education Research & Development. 1999. V. 18. Iss. 3. Р. 343-359 URL: http://dx.doi.org/10.1080/0729436990180305 (дата обращения: 21.12.2016).
4 . Rawungl F.H. The effect of leadership on the work motivation of higher education administration employees (Study at Manado State University)// IOSR Journal of Business and Management. Vol. 15. Iss. 1 (Nov. - Dec. 2013). P. 28-33.
5 . Fang-Mei Tai, Po-Yao Chuang. Job satisfaction of university staff. URL: www.hraljournal.com/Page/6%20Fa ng-Mei%20Tai-%202.pdf (дата обращения: 21.05.2017).
6 . Executive Summary (2015 Employee Engagement and Satisfaction Survey) Helena College University of Montana, USA. URL: http://www.umhelena.edu/about hc/institutional_research/docs/2015_CESS_Executive_ Summary-2.0.pdf (дата обращения: 21.12.2016).
7 . Денисова О.П. Взаимосвязь эффективности работы высшей школы и профессиональной успешности сотрудников вуза // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2(16). С. 379-383.
8 . Трубина И.О., Забелина И.Н. Формирование позитивной мотивации персонала вузов в процессе образования и развития научных школ // Креативная экономика. 2011. № 1. С. 30-37.
9 . Красинская Л.Ф. Трудовая мотивация преподавателей в условиях оптимизации системы высшего образования: результаты исследования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 8. № 11. С. 112-114.
10 . Минёва О.К. Исследование мотивации труда неучебного персонала российских вузов// Вестник АГТУ. 2006. № 4 (33). С. 46-53.
11 . Белов В.Г., Парфенов Ю.А., Косинова Е.П., Грибова И.М. Мотивационные характеристики профессорского-преподавательского состава высшего учебного заведения// Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2014. № 6 (112). С. 24-28.
12 . Сафонова О.М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономических вузов // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 152-156.
13 . Кавешникова Л.А., Агафонова М.С. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 78-81.
14 . Соколов Д.Н. Анализ обязательств сторон трудовых отношений как направление исследования мотивации персонала в сфере высшего образования// Вестник ВГУ. Серия «Экономика и управление». 2016. № 2. С. 101-104.
15 . Гусарова М.С., Копытова А.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала вуза в рамках реализации кадровой стратегии // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 4. С. 14-22.
16 . Галиханова Ю.Р. Мотивы трудовой деятельности как регулятор мобильности научно- педагогических кадров негосударственных вузов г. Уфы // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 3. С. 921-924.
17 . Карасёва Ю.Н. Мотивация трудовой деятельности преподавателей вузов в контексте становления экономики знаний // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4. С. 601-603.
18 . Юсупова С.М. Оценка качества трудовой жизни преподавателей высшей школы // Гуманитарный научный журнал. 2015. № 2. С. 27-31.
19 . Meyer J.P., Allen N.J., Smith C.A. Commitment to organizations and occupations: Extension and test of a three-component conceptualization // Journal of Applied Psychology. 1993. Vol. 78. P. 538-551.
20 . Porter L.W., Steers R.M., Mowday R.T., Boulian P.V. Organizational commitment, job satisfaction, and turnover among psychiatric technicians // Journal of Ap- plied Psychology. 1974. Vol. 59. P. 603-609.
21 . Ричи Ш., Мартин П. Управление. М.: Юнити, 2009.
22 . Мескон М.Х., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 973 с.
23 . Буреева Н.Н., Петрова И.Э., Судьин С.А. Исследование профиля трудовой мотивации профессорско-преподавательского состава современного университета (на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского) // В сб.: Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы. Материалы III Международной научно-практической конференции. Ульяновск: Ульяновский госуниверситет, 2014. С. 7-11.
24 . Саралиева З.Х., Судьин С.А. Материальный фактор в структуре мотивации сотрудников вуза (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского) // В сб.: Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, пеhспективы. Материалы III Международной научно- практической конференции. Ульяновск: Ульянов- ский госуниверситет, 2014. С. 37-41.