МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИНЕЙНОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЛИНЕЙНУЮ |
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 316.3 | ||
44-50 | линейная и нелинейная модели высшего образования, методологические подходы к ис- следованию трансформации высшего образования, характеристики трансформации линейной в нелинейную модель высшего образования, linear and nonlinear models of higher education, |
Рассматриваются проблемы методологии исследования процесса перехода от линейной к нелинейной мо- дели высшего образования. Главная среди них - основные методологические и междисциплинарные подходы к изучению этого процесса. В качестве таковых - институциональный, системный, сетевой, общностный, ресурсный, пространственно-временной. Автор считает целесообразной их интеграцию. Предлагается общая трактовка линейной и нелинейной моделей высшего образования в России через определение их основных черт и признаков. Целью анализа является разработка такой методологии исследования трансформационных процессов в высшем образовании, которая была бы адекватна характеристикам его нелинейной модели, ее содержанию и особенностям. Каждый из названных выше подходов характеризуется под углом зрения его использования для выявления возможностей перехода современного российского высшего образования от его линейной к нелинейной траектории развития. |
1 . Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С. и др. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности: Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 336 с. 2 . Huisman J., Meek L. & Wood F. Institutional diversity in higher education: A cross-national and longitudinal analysis // Higher Education Quarterly. 2007. Vol. 61. Iss. 4. Р. 563-577. 3 . Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8-69. 4 . David P.A. Path dependence, its critics and the quest for «historical economics». Market failure or success. All Souls College, Oxford and Stanford University, 2002. 324 p. 5 . Pfeffer J. & Salancik G. The external control of organizations: A resource dependence perspective. Stanford University Press, 2003. 336 p. 6 . Freeman R.E., Moutchnik A. Stakeholder management and CSR: questions and answers // Umwelt Wirtschafts Forum. Springer Verlag, 2013. Vol. 21. № 1. P. 5-9. 7 . Robertson S., Dale R. Critical cultural political economy of the globalization of education // Globalization, Societies and Education. 2015. № 13. P. 149-170. 8 . Steiner-Khamsi G. The Politics and economics of comparison. CIES 2012 Presidential Address // Comparative Education Review. 2010. № 54. Р. 323-342. 9 . Sidhu R.K., Christie P. Transnational higher education as a gybrid global/local space: A case study of a Malaysian-Australian joint venture // Journal of Sociology. 2015. № 51 (2). P. 299-316. 10 . Buchmann C., Park H. Stratification and the formation of expectations in highly diferentiated educational. systems // Research in Social Stratification and Mobility. 2009. № 27(4). P. 245-267. 11 . Pfeffer F.T., Hertel F.R. How has educational expansion shaped social mobility trends in the United States? // Social Forces. 2015. № 94(1). P. 143-180. 12 . Tejada Fernandez J., Ruiz Bueno. С. Evaluation of professional competences in higher education: challenges and implications // Educaci?n XXI. 2016. 19.1. P. 17-38. 13 . Gamiz Sanchez V.,Gallego Arrufat M.J. Model for analyzing blended learning in higher education // Educaci?n XXI. 2016. 19.1. P. 39-61. 14 . Константиновский Д.Л. Феномен неравенства в российском образовании // Социология образования. 2011. № 9. С. 22-44. 15 . Ромм М.В., Заякина Р.А. Сетевые сообщества с участием вуза: сложившиеся практики социального взаимодействия // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 28-37. 16 . Сухристина А.С., Зиятдинова Ю.Н., Кочнев А.М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 103-110. 17 . Зборовский Г.Е. Знание и образование в социологии: теория и реальность. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2013. 484 с. 18 . Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. 288 с. |